Суббота
20.04.2024
10:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]
уроки русского языка [4]
уроки математики [0]
уроки литературного чтения [0]
уроки окружающего мира [0]

Наш опрос
Кто вошел на сайт?
Всего ответов: 917

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Практическая работа как средство формирования познавательной самостоятельности на уроках технологии в 4 классе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной самостоятельности на уроках технологии в 4 классе

2.1. Диагностика уровня развития воображения  и познавательной самостоятельности учащихся

     Базой для нашего эксперимента служит 4 «а» класс муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования Ясненский район. В эксперименте приняли участие 22 ученика. Первым шагом нашей работы было выявление интереса к урокам труда в начальной школе. Нами было проведено анкетирование, по итогам которого мы смогли сделать следующие выводы: уроки труда в начальной школе являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса; кроме создания определенных поделок дети хотят получить новую интересную информацию. Все ученики считают, что уроки труда в школе необходимы. 10 учащимся особенно нравятся уроки труда, что составляет 48%. Узнать новое на уроке  хотят 18 человек, и только 3 учеников просто хотят выполнить поделку. Также ребята отмечают в своих анкетах, что больше всего им нравится работать с бумагой.

       Следующим этапом нашей работы было выявление уровня сформированности  познавательной самостоятельности. В основу были положены методики исследования  познавательной самостоятельности, разработанные учеными-психологами.

                 Методика изучения познавательной самостоятельности «Скульптура».

Ученику предлагается набор пластилина и задание: за 5 минут смастерить какую-либо поделку.

Фантазия оценивается  от 1 до 10 баллов.

8 – 10 баллов – придуманная вещь оригинальна (высокий уровень)

4 – 7 баллов – сравнительно простая поделка (средний уровень)

1 – 3 баллов – очень простая  поделка (низкий уровень)

    Также  мы использовали задание Н.М.Конышевой (составителя программы по трудовому обучению в учебно-методическом комплекте «Гармония»).

    Детям демонстрируется фотография растения «вороний глаз» и рядом его схематическое изображение. У этого растения каждый листочек симметричный и все оно тоже целиком симметричное. Как можно вырезать такую форму целиком из квадрата бумаги?

     Выводы об уровне развития познавательной самостоятельности.

6 баллов – работа выполнена самостоятельно (высокий уровень)

4 балла - работа выполнена с 1 подсказкой (средний уровень)

2 балла – работа выполнена с 2 подсказками (ниже среднего)

0 баллов – работа  не выполнена (низкий уровень)

   По результатам первого задания мы видим, что у 10 человек (46%) низкий уровень самостоятельности. У этих детей получилась примитивная поделка, неинтересная. 10 человек (46%) имеют средний уровень самостоятельности. У них получились простые, хорошо известные поделки, не применили фантазию. Только у 2 человек (8%) познавательная самостоятельность высокого  уровня. Эти дети быстро, без затруднений справились с работой, добавив интересные детали  в поделку.

     По результатам второго задания мы делаем вывод о том, что у 3 учеников познавательная самостоятельность низкого уровня – это 9% учащихся класса. Эти дети не догадались, как из целого квадрата вырезать нужную форму. 8 учеников имеют средний уровень познавательной самостоятельности и 9 учеников – ниже среднего. Это составляет 83% от общего числа учеников. Эти дети выполнили работу с подсказками. Только у 2 учеников (8%) познавательная самостоятельность имеет высокий уровень. Эти дети самостоятельно справились с предложенным заданием.

       По данным  исследований мы пришли к выводу, что в классе преобладает средний уровень развития  познавательной самостоятельности. Мы считаем, что, используя практическую деятельность, направленную на формирование познавательной самостоятельности учащихся, мы  повысим познавательную активность и самостоятельность на уроках технологии.

 2.2. Приемы внедрения практической деятельности как средства повышения познавательной самостоятельности  на уроках технологии в 4 классе

      Экспериментальная работа проводилась нами в течение  3 месяцев, начиная с октября 2007 года и заканчивая декабрем 2007 года. Данный срок мы считаем достаточным для получения видимых результатов нашей работы.

      Главной целью наших уроков явилось развитие  познавательной самостоятельности учащихся  на уроках технологии в 4 классе, обучение рациональным приемам работы, умение работать с графической документацией, обогащение трудового опыта детей.

     Набор конкретных занятий был подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

   Мы думаем, что данная работа может дать положительные результаты. Разные виды практической работы в сочетание с опытами и упражнениями послужат не только для развития познавательной самостоятельности, а также для развития  мелкой мускулатуры рук, воспитания аккуратности и бережливости.

    Рассмотрим возможности практической деятельности на конкретном уроке.

Тема урока: Холодный батик. Бабочка.

Цели урока: - Продолжить работу над ознакомлением росписи на ткани, помочь учащимся освоить новый вид росписи ткани «холодный батик».

                 -    Развивать самостоятельность, сообразительность.

Материалы: пяльцы, ткань, картон, клей ПВА, вода, кисточка, краски.

Ход урока:

1.       Организационный момент. Хотите выполнить интересные задания на

смекалку, сообразительность и ловкость рук? Тогда предлагаю головоломки. Сначала сделайте вместе со мной несколько несложных вырезок. Квадрат бумаги складывается вчетверо, вырезка строится на двух осях симметрии. От сложенного квадрата отрежьте какой-либо уголок. Не разворачивая квадрата, представьте, какая  фигура получилась. Изобразите ее на бумаге в клетку. После этого проверьте себя.

2.       Повторение изученного материала. С какими видами росписи ткани мы

уже познакомились? Какова особенность выполнения техники росписи «по соли», «свободной росписи»? Какая из этих росписей понравилась больше и чем? Какие вы знаете способы окрашивания ткани? Из чего ткали ткань в глубокой древности? Какого цвета была ткань? Народы каких стран представляли шедевры ткачества? В каких странах известен способ окрашивания ткани «набойка»? Расскажите, как он использовался. Этот способ вы можете использовать в домашних условиях для украшения одежды кукол и своей одежды. В каких странах известна роспись ткани в технике «батик»? Расскажите способ окрашивания. Почему  его называют «горячий батик»?

3.       Работа над новым материалом. Введение в тему урока: На

сегодняшнем уроке мы ознакомимся еще с одним способом окрашивания ткани – «холодный батик». Как вы думаете, чем он будет отличаться от 2горячего батика»? Какой материал сможет заменить нам воск? Почему его назвали «холодный батик»? Чтобы не растекался рисунок, нам необходим резерв – клей ПВА, который будет служить границей между цветами. На ткани нарисована бабочка, чтобы краска не при окрашивании не растекалась, нужно нанести на контур рисунка клей. Но помните, что линия нанесения должна быть непрерывной, иначе краска проникнет за контур и смешается. Затем подождите, пока высохнет клей, только после этого можно раскрашивать рисунок.

4.       Практическая работа. Выберите для себя наиболее понравившийся

рисунок. С помощью копировальной бумаги переведите рисунок на ткань. Выполненную работу оформите в виде панно.

5.       Итог урока. – Какая роспись ткани вам больше всего понравилась?

Какая самая трудная? Какая интереснее? Рассмотрите работы друг друга и определите какая из них : «самая оригинальная», «самая трудная», «самая красочная».

2.3. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы.

     Для проверки результатов проделанной экспериментальной работы была проведена диагностика о сформированном уровне познавательной самостоятельности.

     Для выявления уровня развития познавательной самостоятельности нами было использовано задание Н.М.Конышевой (автора программы по трудовому обучению учебно-методического комплекта «Гармония»).

    В нашей мастерской мы уже привыкли работать, прежде всего, головой, а не только руками. Проверим, чему мы научились. Рассмотрите картинку. Снежинка – елочная игрушка, подвеска из квадрата красивой бумаги. Сложите квадрат так, чтобы получилось 6 частей, прорежьте сложенную заготовку с разных сторон.

                          Выводы об уровне развития самостоятельности.

6 баллов – работу выполнил самостоятельно (высокий уровень)

4 балла – работу выполнил с 1 подсказкой (средний уровень)

2 балла – работу выполнил с 2 подсказками (ниже среднего)

0 баллов – работу не выполнил (низкий)

    Результаты  исследования показали, что у 9 человек (42%) высокий уровень познавательной самостоятельности. Эти дети быстро сообразили, что квадрат нужно сложить три раза, чтобы его разделить на 6 частей. У 11 человек (50%) -  уровень самостоятельности средний, ниже среднего не показал никто из учеников. Эти дети сложили квадрат при помощи подсказки учителя. Только у 2 учеников (8%) уровень самостоятельности низкий. Они сами не смогли догадаться, как правильно сложить квадрат, как его разрезать, чтобы получился узор.  

 Кроме данного исследования, нами была проведена контрольная работа на уроке технологии.

                        Контрольная работа по технологии для 4 класса.

Задание: изготовить прямоугольную коробочку, используя образец коробочки и технический  рисунок.

Проверяемые способности, знания и умения:

  1. Самостоятельное изучение конструкции образца по техническому рисунку, вычерчивание разметки с помощью линейки.
  2. Развитие конструктивного мышления, творческого воображения.
  3. Воспитание эстетического вкуса

Оборудование: у каждого ученика – плотный лист бумаги, тетрадный лист в клетку, линейка, карандаш, ножницы, клей, цветная бумага, фольга, подарочная лента.

                     Содержание и методика предъявления задания.

  1. Ученикам предъявляется образец и технический рисунок коробочки.
  2. Формулировка задания: « Требуется изготовить коробочку – упаковку для подарка. Рассмотрите технический рисунок; подумайте, как она устроена. Выполните на листе бумаги в клетку развертку. Затем переведите ее на плотный лист бумаги, склейте, предварительно вырезав. Оформите коробочку, если она является упаковкой для подарка к Новому году».

Критерии оценивания: «5» - справился с работой без ошибок

                                       «4» - допустил  1- 2 ошибки

                                       «3» - допущены более 2 ошибок

    Анализ результатов контрольной работы  показал, что 13 учеников (59%) справились с работой без ошибок, при оформлении работы проявили фантазию. 7 учеников (33%) допустили  при выполнении работы 1 – 2 ошибки, оформили работу интересно, но недостаточно проявили фантазии. Только 2 ученика  при выполнении работы допустили более 2 ошибок, не проявили фантазию при оформлении коробочки.

    

   Таким образом, мы пришли к выводу, что практическая работа, направленная на формирование познавательной самостоятельности, на уроках технологии будет успешной если:

- содержание заданий будет соединять в себе практическую и интеллектуальную деятельность в единстве;

- способы руководства деятельностью будут направлены на создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;

- система учебных заданий будет построена на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным. 

 2.4. Методические рекомендации студентам или молодым учителям по организации и проведению практической работы.

    Для правильного проведения практической работы следует пользоваться методическими  рекомендациями, которые предназначены для молодых учителей.

1. Практическая работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять  задачу данной работы,  каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Практическая работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной практической работы (выполнение отдельных операций, простых построений, выполнение несложных изделий и т.п.). В этом случае практической самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, алгоритмами, технологическими картами.

4.  Практическая работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет  значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

5. Для творческой практической  работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае практическая работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

6. В организации практической работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

7.  Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений по выполнению отдельных операций по выполнению работы с разными материалами  можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте» в овладение умениями и навыками.

 8. Задания, предлагаемые для практической работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к практическим работам, в процессе выполнения которых они овладевают практическими умениями и навыками..

 9.Практические  работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

 10. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимыми, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

 11. При организации практической работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной практической  работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

 12. При выполнении учащимися самостоятельных  практических работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством  изготовления вещи, предмета, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации практической работы.

13.Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку школьников;  не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенности личности учителя.

  Таким образом, данные методические рекомендации помогут молодому  учителю правильно построить  практическую работу на уроке

Заключение

        Ручной труд в начальной школе играет большую роль в закладке фундамента знаний и умений для дальнейшей жизни. Цели и задачи, преследуемые в процессе обучения, направлены на подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, формирование разносторонне развитой личности и ее творческого отношения к трудовой деятельности и ее качественному осуществлению. Именно в стенах начальной школы дети получают не только научные знания, но и приобретают трудовые навыки, узнают много нового о различных профессиях, начинают осознавать роль труда в современной жизни. В начальной школе  ручному труду отводится особое место в процессе обучения. Очень удобно, что можно на каждом уроке использовать практическую работу. Благодаря этому развиваются трудовые навыки, дети становятся  более самостоятельными, активными, позитивно относятся к урокам технологии.

По данной проблеме было изучено много научной и методической литературы. В связи с этим были выбраны направления теоретической и исследовательской деятельности. Было дано понятие «практическая работа». В теоретическом плане рассматривались принципы  практической работы  в  учебно-воспитательном процессе, и в частности,  на уроках технологии, были выявлены особенности организации и проведения практической работы  в начальной школе, разработаны методические рекомендации.

     Разработав серию уроков,  мы заметили, что еще больше возрос интерес детей к урокам технологии. Они хотят узнать не только определенные сведения, но и провести опыты, лабораторные работы по применению то или иного материала. С удовольствием разгадывают кроссворды, загадки, самостоятельно  подбирают дополнительный материал, с которым обязательно хотят поделиться на уроке.  Конечно, мы использовали  только часть методов, но результаты проведенных исследований показывают, что их  применение в значительной степени способствует развитию основных качеств младшего школьника.

     Мы считаем, что, проводя уроки в системе, используя  различные методы обучения, можно добиться высоких результатов, а дети будут с удовольствием выполнять поделки и с нетерпением ждать следующего урока.

  Таким образом, задачи, стоящие перед исследованием решены, цель работы достигнута.

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (03.01.2012)
Просмотров: 3491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz