1. "Не бей лежачего" "Двойка" - достаточно точное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков. 2. "Не более одного недостатка в минуту" Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к таким оценкам. По возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно не переносим, и говорите только о нем. 3. "За двумя зайцами погонишься..." Посоветуйтесь с ребенком и начните ликвидацию тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. 4. "Хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение" Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который чуточку стал более знающим и умеющим. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важное основание - желание учиться. 5. "Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами" не надо сравнивать достижения ребенка с успехами других детей. Ведь даже самый маленький успех - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 6. "Не скупитесь на похвалу" Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крохотный островок, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. 7. "Техника оценочной безопасности" Оценивать детский труд надо очень дробно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды разных усилий ребенка - и правильность вычилений, и умение решать задачи, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать". 8. "Ставьте перед ребенком предельно конкретные цели" Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка не выполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте 9 ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не больше семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
|