Маленький человек растет и вместе с его взрослением идет формирование его нравственного опыта, понимание слов "нельзя" и "можно", умение поступать согласно тому, как учат в семье и в школе. Организация и проведение нравственного классного часа имеет свои трудности. Проводя его, учитель должен понимать, что активное участие детей в обсуждении нравственной проблемы может идти довольно трудно, так как учащиеся не всегда могут рассуждать, делать собственные выводы, предложения по обсуждаемой проблеме, не всегда готовы участвовать в таком классном часу. Нравственнй классный час будет результативен, если обсуждаемая тема учитывает: - возраст учащихся, - нравственные проблемы детского коллектива, - нравственные проблемы социума, в котором живет и формируется ребенок, - запросы учащихся по нравственным проблемам, - уровень нравственного развития учащихся. В ходе нравственного классного часа учитель решает следующие задачи: 1. Организует системное нравственное просвещение учащихся класса с целью выработки собственного мнения, суждения, линии поведения в определенной нравственной ситуации. 2. Изучает и прогнозирует нравственное становление учащихся класса. 3. Учит критически осмысливать собственные поступки, суждения, мнения, справедливо оценивать и анализировать поступки своих товарищей. 4. Развивает потребность учащихся открыто высказывать свое мнение и суждение, прощать и быть прощенным, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. При проведении и организации такой классный час должен отвечать следующим требованиям: * Учитель должен изучить уровень понимания учащимися обсуждаемой нравственной проблемы; * Учитель должен продумать примеры и нравственные ситуации по данной проблеме, которые он будет обсуждать в ходе классного часа; * Нравственный классный час должен быть эмоционально насыщенным, будить лучшие чувства и порывы, инициативу учеников; * В ходе классного часа учитель должен продемонстрировать нравственный опыт поколений, семей учеников; * В ходе классного часа учитель должен способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся в рамках обсуждаемой проблемы, не превращать классный час в обсуждение отдельных учеников и их поступков. Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться предварительной работой: 1. Определение темы. 2. Подбор материала. Примерная тематика нравственных классных часов: 1 класс 1. Мы все такие разные, этим и прекрасны мы. 2. Законы нашего класса. 3. Гляжусь в себя как в зеркало... 4. Право и обязанность. 2 класс 1. Друг - это тот, кто... 2. Если я не прав... 3. Волшебная сила "спасибо" 4. Кто такие "Нехочухи". 3 класс 1. Как бороться со своими обидами? 2. Если ты соврал... 3. Как научиться видеть хорошее в людях? 4. О ком говорят: "эгоист" 4 класс 1. Душевность и бездушность. 2. О бескорыстии. 3. О братьях наших меньших. 4. О человеческой памяти и беспамятстве.
|