План - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Он выполняет следующие функции:
- направляющую;
- определяющую (конкретные направления и виды деятельности);
- прогнозирующую (косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия);
- координирующую (отражает то, какими средствами деятельности организуется и кто является ее объектом и субъектом, а также указывает порядок деятельности, взаимосвязь с другими видами);
- контрольную (реализация поставленных целей);
- репродуктивную (через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы).
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует требованиям:
1. Он должен иметь конкретные цели, учитывающие возрастные особенности.
2. Он должен бть ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие.
3. План - это совместное творчество педагога, учащихся и родителей.
4. Он предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей.
5. Он должен быть комплексным.
6. Он должен бть построен на основе преемственности.
7. Он должен быть реальным и оптимально насыщенным.
По содержанию планы воспитательной работы могут быть:
* комплексными (планируется деятельность во всех направлениях и видах).
* тематическими (планируется одно направление или вид деятельности).
* предметными (планируется одно конкретное дело).
Планы могут быть различными по их длительности:
- долгосрочный;
- этапный;
- краткосрочный;
- оперативный.
План воспитательной работы может выглядеть так:
1. Анализ воспитательной работы в классе за прошлый учебный год.
2. Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год и на перспективу.
3. Направления работы с коллективом учащихся:
а) список учащихся класса, самоуправление класса, занятость в кружках;
б) планирование работы на каждое полугодие и анализ проводимых мероприятий;
в) индивидуальная работа с учащимися.
4. Направления работы с родителями:
а) список родителей класса, родительского комитета;
б) планирование работы с родителями, посещение родительских собраний;
в) индивидуальная работа с родителями, посещение на дому.
Также в плане воспитательной работы должны быть: должностная инструкция классного руководителя, методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя.