План - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции: - направляющую; - определяющую (конкретные направления и виды деятельности); - прогнозирующую (косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия); - координирующую (отражает то, какими средствами деятельности организуется и кто является ее объектом и субъектом, а также указывает порядок деятельности, взаимосвязь с другими видами); - контрольную (реализация поставленных целей); - репродуктивную (через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы). План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует требованиям: 1. Он должен иметь конкретные цели, учитывающие возрастные особенности. 2. Он должен бть ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие. 3. План - это совместное творчество педагога, учащихся и родителей. 4. Он предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей. 5. Он должен быть комплексным. 6. Он должен бть построен на основе преемственности. 7. Он должен быть реальным и оптимально насыщенным. По содержанию планы воспитательной работы могут быть: * комплексными (планируется деятельность во всех направлениях и видах). * тематическими (планируется одно направление или вид деятельности). * предметными (планируется одно конкретное дело). Планы могут быть различными по их длительности: - долгосрочный; - этапный; - краткосрочный; - оперативный. План воспитательной работы может выглядеть так: 1. Анализ воспитательной работы в классе за прошлый учебный год. 2. Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год и на перспективу. 3. Направления работы с коллективом учащихся: а) список учащихся класса, самоуправление класса, занятость в кружках; б) планирование работы на каждое полугодие и анализ проводимых мероприятий; в) индивидуальная работа с учащимися. 4. Направления работы с родителями: а) список родителей класса, родительского комитета; б) планирование работы с родителями, посещение родительских собраний; в) индивидуальная работа с родителями, посещение на дому. Также в плане воспитательной работы должны быть: должностная инструкция классного руководителя, методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя.
|