Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает 3-4 символов, а у некоторых и ещё меньше. Объём внимания возрастает вместе с развитием мозга ребёнка.
Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Поэтому объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длится больше 7 минут.
Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды занятий.
Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребёнок должен одновременно говорить, что он именно записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов и т.д. К 8 годам распределение внимания становится нормой.
Концентрированность внимания - возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих фоктров. Науке известны 2 причины, снижающие концентрацию внимания: физиологическая и педагогическая. Физиологическая может быть связана с наличием у ребёнка аденоидов, снижающих доступ кислорода к мозгу. К педагогическим факторам можно отнести компьютер, телевизор. Это связано с тем, что смена кадров требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрени вызывает головную боль.