Ценнейшее в жизни качество вечно юное любопытство,
неутоленное годами и возрождающееся каждое утро.
Р.Роллан
Одной форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный час. Информационный час сегодня - это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, сохранить любознательность и любопытство.
Информационный час - форма просвещения учащихся, направленная на воспитание информационной культуры учащихся с использованием тем гражданской, нравственно-правовой тематики.
В подготовке информационных часов могут участвовать:
- школьный библиотекарь,
- учителя-предметники,
- психологи,
- классный руководитель,
- старшие школьники,
- родители учащихся.
Информационные часы могут быть обзорными и тематическими. Они проводятся еженедельно и способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, кругозора учащихся, потребности в знаниях.
Тематика информационных часво должна учитывать:
1. возраст учащихся,
2. их познавательные интересы,
3. важность обсуждения данной темы для учебной деятельности,
4. важность данной темы для понимания событий и явлений окружающей жизни,
5. особенности восприятия информации младшими школьниками.
Обзорный информационный час - это краткий обзор политических, культурных, спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом. Для подготовки информационного часа можно использовать разные источники:
- газеты и журналы,
- словари и справочники,
- записи радиопередач,
- записи телепередач,
- сеть Интернет.
Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для обсуждения важных событий и актуальных тем в жизни страны и мира, города и школы, юбилеям и памятным датам, событиям.
При подготовке информационного часа учитель может руководствоваться следующими правилами:
1. Он не должен быть продолжительным по времени.
2. Он должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя.
3. В подготовке должны участвовать дети.
4. Он должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учеников.
5. Информационный час необходимо использовать для развития словарного запаса учеников.
6. Информационный час должен проводиться регулярно.
7. Информация, предлагаемая ученикам, не должна оставлять их равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и стране.
В ходе информационного часа могут быть использованы следующие виды работы с учащимися:
* чтение газетных сообщений,
* комментированное чтение журнальных материалов,
* пересказ событий в стране и мире с использованием газетного материала,
* просмотр и обсуждение телепередач,
* обмен мнениями об увиденном и услышанном.
Формами проведения информационного часа могут быть:
- путешествия по странам и континентам,
- познавательные викторины,
- информационные ринги,
- конкурсы эрудитов,
- экскурсии,
- праздники газет и журналов,
- встречи с журналистами.
Примерная тематика информационных часов
1 класс
1. Как пришли в нашу жизнь газеты и журналы.
2. Когда появились школьные принадлежности на Земле.
3. Кто и как делает газету и журнал.
4. Газеты нашей школы.
2 класс
1. "Газетные" профессии.
2. Самое интересное для меня в газетах и журналах.
3. Один день нашей страны в газете.
4. О чем говорят, о чем пишут.
3 класс
1. Специальные газеты и журналы нашей страны.
2. Профессия - репортер.
3. Это интересно знать.
4. Герои газетных публикаций.
4 класс
1. Рассказ о любимой газете или журнале.
2. Газетные полосы прошлого.
3. Профессия - почтальон.
4. Моя телепрограмма на неделю.