В педагогической литературе форма организации воспитания трактуется как способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
Формы воспитания учащихся могут быть:
- фронтальными или массовыми;
- групповыми;
- кружковыми;
- индивидуальными.
Фронтальная или массовая форма прелполагает участие всех детей в мероприятии. Групповая и кружковая форма работы предполагает участие учащихся, у которых сформирована потребность участвовать в этой деятельности. Индивидуальная форма предполагает работу с отдельными учащимися, исходя из проблем, возникающих у отдельных педагогов с учениками.
Существует классификация форм внеклассной работы по степени их зависимости от методики воспитательного воздействия. Эти формы воспитательного воздействия делятся на:
- словесные формы (собрания, диспуты, встречи);
- наглядные формы (выставки, худождественное творчество);
- практические формы (походы, экскурсии, тренинги).
Классный час - это одна из главных форм воспитательной работы учащихся. Главным преимуществом классного часа является то, что он предполагает фронтальную работу с учащимися класса, в нем могут принять активное участие одновременно все ученики класса. Классный час или час общения - это обсудить все насущные проблемы класса, решить неотложные дела, разобраться в конфликтной ситуации, в решении которой должны принять участие все ученики класса.
По содержанию классный час может быть организационным и тематическим.
Организационный классный час посвящается решению организационных вопросов в классном коллективе. Это могут быть выборы актива класса, распределение поручений в классе, обсуждение результатов дежурства по классу, анализ результатов успеваемости, фактов нарушения дисциплины.
Тематический классный час определяется теми задачами, которые ставит учитель для организации воспитательного процесса в коллективе, запросами и интересами самих учащихся. Тематические классные часы могут быть разной формы, но и они должны быть диалогом классного руководителя и учащихся. Тематические классные часы могут проводиться не только в школе, но и в музее, картинной галерее, у костра, даже дома у учеников. Это зависит прежде всего от темы классного часа. Тематические классные часы могут быть посвящены выдающемуся событию или человеку, нравственной проблеме, историческому факту.
Классный час включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. По продолжительности классный час может быть и 30 минут и более часа. Это зависит от темы классного часа, формы его проведения, возраста учащихся, содержания. Основные функции классного часа:
- просвещение учащихся;
- формирование нравственного мировоззрения учащихся;
- приобретение практического опыта;
- развитие аналитических умений учащихся.
В ходе классного часа, при обсуждении конкретной темы, учащиеся получают возможность развивать свой познавательный интерес, познавательную мотивацию, любознательность. Просвещение учащихся в ходе классного часа должно быть тесно связано с урочной деятельностью.
Классный час помогает приобретать опыт при моделировании разного рода нравственных ситуаций, которые решают учащиеся в этом возрасте. Как поступить в той или иной ситуации? Как вести себя, если? В какой ситуации нужно уметь сказать да? На все эти вопросы может помочь ответить классный час.
Хорошо подготовленный классный час дает возможность ребенку приобретать опыт практического действия. В ходе такого классного часа ребята учатся правилам этикета, правилам поведения в той или иной ситуации, получают возможность проверить свои решения, свое мнение.
Для того, чтобы классный час был эффективным, необходимо придерживаться следующих правил:
1. При планировании классный часов и включении их в планирование воспитательной работы с классом учитывать возраст, интересы, уровень интеллектуального развития учащихся.
2. Планируя тему классного часа, четко определять цель и задачи его проведения, помня при этом, что нельзя объять необъятное.
3. При подготовке классного часа необходимо позаботиться о том, чтобы он оставил о себе незабываемые впечастления у учащихся. Для этого необходимо заранее продумать оформление классного часа, музыкальное сопровождение, оборудование.
4. Необходимо продумать и заранее подготовить сценарий классного часа, определив при этом в нем место для самих учащихся, учителя, родителей, приглашанных лиц.
5. Предложить учащимся определить их роль в проведении классного часа, ознакомив их с идеей его проведения.
6. Продумать завершение классного часа, если его тема позволяет, то продумать поощрение. Это важный стимул для учащихся.
Классный час должен соответствовать следующим требованиям:
* Классный час должен строиться по принципу: от факта к размышлению, от размышления к оценке, от оценки к суждению.
* Классный час должен быть полилогичен: все имеют право говорить и рассуждать - и взрослые, и дети.
* Классный час должен содержать различные виды деятельности.
* классный час должен будить положительные эмоции, развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся, способствовать преодолению негативных эмоций и чувств.
* Классный час должен содержать в своем сценарии момент рефлексии, в ходе которого ребенок может высказать свое отношение к проводимому мероприятию.
* Содержание классного часа должно жадить чувства учащихся, учитывать реальные ситуации, связанные с их психикой, проблемами семьи.
* Классный час должен быть позитивным, заканчиваться на мажорной ноте, способствовать активизации сил учащихся на решение проблем и ситуаций, возникших в ходе классного часа.
* Классный час должен быть зрелищным и запоминающимся.
* Классный час должен будить инициативу детей, желание принимать участие в последующих классных часах, потребность в совместной деятельности, совместном обсуждении проблем класса.
* Классный час не должен быть назидательным, формой разбирательства с каким-то конкретным учеником при поддержке всего класса.
* Классный час должен быть желаемой формой общения педагога и учащихся.