В последнее время учителя пишут характеристику ученика в редких случаях. Чаще всего это делается, если происходит что-то неординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов. В этом случае учителю необходимо опираться на свои впечатления и наблюдения, а также желательно побеседовать с учителями-предметниками, также можно выяснить мнение одноклассников. Учитель при написании характеристики может использовать результаты диагностических обследований.
Примерная структура характеристики ученика (1 вариант)
1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).
2. Сфера учебы (способности и возможности, прилежание, результат).
3. Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство, перспективность).
4. Жизнь в коллективе класса (статус).
5. Отношения с товарищами и учителями.
6. Характер (моральные и волевые качества).
7. Направленность личности (убеждение, поведение).
8. Деятельность (общественно полезная, познавательная, трудовая, досуговая).
Примерная структура характеристики ученика (2 вариант)
1. Состояние здоровья.
2. Социальное положение родителей.
3. Взаимоотношения в семье.
4. Тип темперамента.
5. Черты характера (решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость).
6. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, дисциплинированность).
7. Особенности памяти, речь, эмоции.
8. Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы, характер чтения).
9. Отношения к труду (учебному, физическому, общественно полезному).
10. Взаимоотношения в коллективе.
11. Отношение к родителям, учителям, сверстникам, к себе.
12. Участие в жизни класса и школы.
13. Занятия в свободное время.
14. Педагогические выводы и рекомендации.