Маленький человек растет и вместе с его взрослением идет формирование его нравственного опыта, понимание слов "нельзя" и "можно", умение поступать согласно тому, как учат в семье и в школе.
Организация и проведение нравственного классного часа имеет свои трудности. Проводя его, учитель должен понимать, что активное участие детей в обсуждении нравственной проблемы может идти довольно трудно, так как учащиеся не всегда могут рассуждать, делать собственные выводы, предложения по обсуждаемой проблеме, не всегда готовы участвовать в таком классном часу.
Нравственнй классный час будет результативен, если обсуждаемая тема учитывает:
- возраст учащихся,
- нравственные проблемы детского коллектива,
- нравственные проблемы социума, в котором живет и формируется ребенок,
- запросы учащихся по нравственным проблемам,
- уровень нравственного развития учащихся.
В ходе нравственного классного часа учитель решает следующие задачи:
1. Организует системное нравственное просвещение учащихся класса с целью выработки собственного мнения, суждения, линии поведения в определенной нравственной ситуации.
2. Изучает и прогнозирует нравственное становление учащихся класса.
3. Учит критически осмысливать собственные поступки, суждения, мнения, справедливо оценивать и анализировать поступки своих товарищей.
4. Развивает потребность учащихся открыто высказывать свое мнение и суждение, прощать и быть прощенным, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
При проведении и организации такой классный час должен отвечать следующим требованиям:
* Учитель должен изучить уровень понимания учащимися обсуждаемой нравственной проблемы;
* Учитель должен продумать примеры и нравственные ситуации по данной проблеме, которые он будет обсуждать в ходе классного часа;
* Нравственный классный час должен быть эмоционально насыщенным, будить лучшие чувства и порывы, инициативу учеников;
* В ходе классного часа учитель должен продемонстрировать нравственный опыт поколений, семей учеников;
* В ходе классного часа учитель должен способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся в рамках обсуждаемой проблемы, не превращать классный час в обсуждение отдельных учеников и их поступков.
Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться предварительной работой:
1. Определение темы.
2. Подбор материала.
Примерная тематика нравственных классных часов:
1 класс
1. Мы все такие разные, этим и прекрасны мы.
2. Законы нашего класса.
3. Гляжусь в себя как в зеркало...
4. Право и обязанность.
2 класс
1. Друг - это тот, кто...
2. Если я не прав...
3. Волшебная сила "спасибо"
4. Кто такие "Нехочухи".
3 класс
1. Как бороться со своими обидами?
2. Если ты соврал...
3. Как научиться видеть хорошее в людях?
4. О ком говорят: "эгоист"
4 класс
1. Душевность и бездушность.
2. О бескорыстии.
3. О братьях наших меньших.
4. О человеческой памяти и беспамятстве.