В педагогической литературе форма организации воспитания трактуется как способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. Формы воспитания учащихся могут быть: - фронтальными или массовыми; - групповыми; - кружковыми; - индивидуальными. Фронтальная или массовая форма прелполагает участие всех детей в мероприятии. Групповая и кружковая форма работы предполагает участие учащихся, у которых сформирована потребность участвовать в этой деятельности. Индивидуальная форма предполагает работу с отдельными учащимися, исходя из проблем, возникающих у отдельных педагогов с учениками. Существует классификация форм внеклассной работы по степени их зависимости от методики воспитательного воздействия. Эти формы воспитательного воздействия делятся на: - словесные формы (собрания, диспуты, встречи); - наглядные формы (выставки, худождественное творчество); - практические формы (походы, экскурсии, тренинги).
Классный час - это одна из главных форм воспитательной работы учащихся. Главным преимуществом классного часа является то, что он предполагает фронтальную работу с учащимися класса, в нем могут принять активное участие одновременно все ученики класса. Классный час или час общения - это обсудить все насущные проблемы класса, решить неотложные дела, разобраться в конфликтной ситуации, в решении которой должны принять участие все ученики класса. По содержанию классный час может быть организационным и тематическим. Организационный классный час посвящается решению организационных вопросов в классном коллективе. Это могут быть выборы актива класса, распределение поручений в классе, обсуждение результатов дежурства по классу, анализ результатов успеваемости, фактов нарушения дисциплины. Тематический классный час определяется теми задачами, которые ставит учитель для организации воспитательного процесса в коллективе, запросами и интересами самих учащихся. Тематические классные часы могут быть разной формы, но и они должны быть диалогом классного руководителя и учащихся. Тематические классные часы могут проводиться не только в школе, но и в музее, картинной галерее, у костра, даже дома у учеников. Это зависит прежде всего от темы классного часа. Тематические классные часы могут быть посвящены выдающемуся событию или человеку, нравственной проблеме, историческому факту. Классный час включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. По продолжительности классный час может быть и 30 минут и более часа. Это зависит от темы классного часа, формы его проведения, возраста учащихся, содержания. Основные функции классного часа: - просвещение учащихся; - формирование нравственного мировоззрения учащихся; - приобретение практического опыта; - развитие аналитических умений учащихся. В ходе классного часа, при обсуждении конкретной темы, учащиеся получают возможность развивать свой познавательный интерес, познавательную мотивацию, любознательность. Просвещение учащихся в ходе классного часа должно быть тесно связано с урочной деятельностью. Классный час помогает приобретать опыт при моделировании разного рода нравственных ситуаций, которые решают учащиеся в этом возрасте. Как поступить в той или иной ситуации? Как вести себя, если? В какой ситуации нужно уметь сказать да? На все эти вопросы может помочь ответить классный час. Хорошо подготовленный классный час дает возможность ребенку приобретать опыт практического действия. В ходе такого классного часа ребята учатся правилам этикета, правилам поведения в той или иной ситуации, получают возможность проверить свои решения, свое мнение. Для того, чтобы классный час был эффективным, необходимо придерживаться следующих правил: 1. При планировании классный часов и включении их в планирование воспитательной работы с классом учитывать возраст, интересы, уровень интеллектуального развития учащихся. 2. Планируя тему классного часа, четко определять цель и задачи его проведения, помня при этом, что нельзя объять необъятное. 3. При подготовке классного часа необходимо позаботиться о том, чтобы он оставил о себе незабываемые впечастления у учащихся. Для этого необходимо заранее продумать оформление классного часа, музыкальное сопровождение, оборудование. 4. Необходимо продумать и заранее подготовить сценарий классного часа, определив при этом в нем место для самих учащихся, учителя, родителей, приглашанных лиц. 5. Предложить учащимся определить их роль в проведении классного часа, ознакомив их с идеей его проведения. 6. Продумать завершение классного часа, если его тема позволяет, то продумать поощрение. Это важный стимул для учащихся. Классный час должен соответствовать следующим требованиям: * Классный час должен строиться по принципу: от факта к размышлению, от размышления к оценке, от оценки к суждению. * Классный час должен быть полилогичен: все имеют право говорить и рассуждать - и взрослые, и дети. * Классный час должен содержать различные виды деятельности. * классный час должен будить положительные эмоции, развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся, способствовать преодолению негативных эмоций и чувств. * Классный час должен содержать в своем сценарии момент рефлексии, в ходе которого ребенок может высказать свое отношение к проводимому мероприятию. * Содержание классного часа должно жадить чувства учащихся, учитывать реальные ситуации, связанные с их психикой, проблемами семьи. * Классный час должен быть позитивным, заканчиваться на мажорной ноте, способствовать активизации сил учащихся на решение проблем и ситуаций, возникших в ходе классного часа. * Классный час должен быть зрелищным и запоминающимся. * Классный час должен будить инициативу детей, желание принимать участие в последующих классных часах, потребность в совместной деятельности, совместном обсуждении проблем класса. * Классный час не должен быть назидательным, формой разбирательства с каким-то конкретным учеником при поддержке всего класса. * Классный час должен быть желаемой формой общения педагога и учащихся.
|