Пятница
29.03.2024
16:13
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]
уроки русского языка [4]
уроки математики [0]
уроки литературного чтения [0]
уроки окружающего мира [0]

Наш опрос
Кто вошел на сайт?
Всего ответов: 917

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль беседы на уроках труда в начальной школе
Введение

  Практически все учебные предметы школьного курса за последние годы переосмыслены с учетом новых социальных и психолого-педагогических позиций. Лишь уроки труда являются исключением и по-прежнему трактуются в рамках ремесленно – технологической подготовки.
  Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
  В нынешних условиях нелепым анахронизмом выглядят уроки, на которых ученики осваивают сугубо частные и очень специальные приемы ручной работы или приобретают аналогичные им «теоретические» знания. Очень часто учителя пользуются новыми программами и пособиями, но урок строится в рамках старых традиций. На сегодня традиционно построенный урок труда как урок ремесленной практики не имеет смысла.
  А может ли урок труда быть другим? Актуальным является определение нового смысла этой учебной дисциплины и ее места среди других дисциплин. Может ли он что-то добавить к общему образованию? Есть ли у этого предмета свои, не заменимые другими предметами, развивающие возможности? 
  Отличительная особенность уроков труда состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности. Практические действия с предметами обеспечивают ребенку прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, просматривая, прослушивая) – это прежде всего информация для его ума. Более того, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире.
  Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Поскольку бедный запас жизненных впечатлений у детей затрудняет их развитие, то учителям приходится вести большую работу по обогащению сенсорного опыта на базе многих учебных предметов. Именно уроки труда предоставляют уникальные возможности. Здесь ученики с самыми разными материалами и через ощущения и восприятия получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые и хрупкие и т.д. Однако смысл сенсорного опыта для человека заключается в том, что он дает представление не просто о свойствах и качествах окружающих предметов, но и о значении этих свойств.
  «Мышление как процесс, - отмечает доктор психологических наук А.В.Брушлинский, - выступает особенно отчетливо прежде всего в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу или проблему. В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его». Для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «нерешение». Неудача в попытках ее решения – тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также то, что он делает.

  В связи с актуальностью сформулирована тема исследования: « Роль беседы на уроках труда в начальной школе ».
  Проблема исследования: какую роль играет беседа для развития памяти, воображения и мышления у учащихся начальной школы на уроках труда?
  Цель исследования: определение места и роли беседы с целью развития памяти, воображения и мышления у учащихся начальных классов на уроках труда.
  В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать один из словесных методов обучения – беседу, направленную на развитие памяти, воображения и мышления учащихся на уроках труда.
2. Определить место и роль беседы на уроках труда в начальной школе.
3. Разработать приемы работы по использованию беседы на уроках труда, направленных на развитие памяти, воображения и мышления учащихся.
  Гипотеза исследования: если на разных этапах урока труда использовать словесный метод – беседу, то успешнее будет осуществляться развитие памяти, воображения и мышления младшего школьника, а процесс обучения станет интересным.
  Методы исследования: анализ педагогической литературы, наблюдения, анкетирование.
   
Глава 1. Теоретические основы обучения на уроках труда в начальной школе как составной части педагогического процесса.
  Сущность метода обучения в современной школе.

  Главный для каждого педагога вопрос «как учить» выводит на одну из важнейших категорий педагогики – категорию методов обучения. Методы – это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.
  Слово «метод» происходит от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи (Советский энциклопедический словарь.- М., 1981. – с.806).
  Давая определение метода, ученые-дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия. Так, И.Ф.Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он дает следующее определение: «Под методом обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом»
(Харламов И.Ф. Педагогика. – 2-е изд. – м.,1990. – с.194-195).
  Другие авторы справедливо отмечают, что способы обучающей деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся тесно связаны между собой. По их мнению, метод в процессе обучения выступает как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных педагогических целей. Выделяя эту взаимосвязь, Ю.К.Бабанский дал следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» (Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – 2-е изд. – М.,1988. – с.385).
  Широкое распространение получило определение, в котором не просто выделяется взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, а подчеркиваются равноправие и равнозначность обеих сторон в организованной деятельности. По мнению Н.В.Савина, «метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения» (Савин Н.В. Педагогика. – М.,1978. – с.124).
  Четвертая группа авторов считает, что и обучающая деятельность учителя по организации и обеспечению учебной деятельности учащихся, и сама совместная деятельность учителя и учащихся являются только средствами в обучении. Главная задача учителя состоит в том, чтобы включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность. Поэтому Т.А.Ильина рассматривает метод обучения как «способ организации познавательной деятельности учащихся» (Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. – М., 1984. – с.270).
  Создание новых компьютерных технологий позволяет строить учебный процесс вообще без участия учителя и без организации совместной деятельности ученика с учителем. Это еще раз говорит о том, что ведущим звеном процесса обучения является организация учебной деятельности ученика.
  Готовясь к уроку и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, учитель должен предусматривать, какие функции может выполнять каждый из них и какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функции.
  Образовательная функция методов является основной. С целью усиления познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в структуру урока включают задания для самостоятельной работы, вопросы для размышления, познавательные задачи, эвристические задания и вопросы.
  Развивающая функция тесно связана с образовательной и воспитательной. Используют приемы мыслительной деятельности, эвристические приемы, творческое выполнение учебных заданий, решение задач.
  Мотивационная функция метода заключается в том, что он должен формировать побудительные силы ученика, создавать, поддерживать и закреплять познавательный интерес на каждом уроке.
  Таким образом, методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Особенности словесных методов обучения . Беседа – один из видов словесных методов, применяемых на уроках труда в начальной школе.
  Используемые для обучения методы не всегда были такими, какими мы их встречаем сегодня в общеобразовательной школе. По мере развития человечества, изменения целей обучения и совершенствования общей культуры общества эти методы менялись. Сильное влияние на цели обучения оказывают уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. 
  По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объёма накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек был просто вынужден прибегнуть к словесным объяснениям. Дальнейшее развитие речи и постепенное обогащение словарного запаса, а также постоянное увеличение объёма культурных знаний позволили полностью перейти к словесным методам обучения.
  Переход к словесным методам обучения явился большим достижением для человечества, своеобразной поворотной вехой: теперь стало возможным за небольшой отрезок времени передать объём знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Основой преподавания при таком обучении была передача учителем готовой информации. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. Впоследствии такое обучение получило название догматического..
  Дальнейший поиск в области методики обучения привёл к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения и широкого применения методов развивающего обучения.  
  Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить ещё одну неиспользованную область возможностей и позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения на практике могут быть очень полезными:
1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объёме.
2. Ввиду того, что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т. е. систему методов.
  В.А.Сухомлинский писал: «Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев». Он утверждал также следующую важную мысль: высокая культура речи – важное условие рационального использования времени.  
  Группа методов организации учебно-познавательной деятельности является наиболее крупной и хорошо проработанной. В ней можно выделить методы организации учебной деятельности, ориентированные на достижение различных задач обучения. Это методы:
  - получения новых заданий;
  - выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;
  - закрепления изученного материала;
  - организации взаимодействия учащихся.
  Необходимо отметить, что некоторые методы при различной форме организации и инструментовке могут применяться для достижения различных задач. Например, использование упражнений может вести как к выработке практических умений, так и к закреплению изученного материала в зависимости от целей, которые учитель ставит перед классом.
  Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения. 
  Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
  Беседа.
Что делает учитель Что делают ученики
 Логически правильно формулирует 
вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итоги беседы. Формулирует выводы. Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамматически формулируют ответы. Осмысливают выводы и обобщения.

  Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Её мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед.
  Если беседа предшествует изучению нового материала, её называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.
  Для непосредственного сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю), в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к самостоятельному открытию, формулированию правил и выводов. Эвристическую беседу можно рассматривать в качестве подсистемы более высокой системы управления познавательной деятельностью с помощью программирования.
  В ходе проведения лабораторных и практических работ применяются инструктивно-методические беседы, направленные на выявление мнений учеников о способах решения поставленных опытно-практических задач, выяснения имеющихся затруднений, степени понимания характера предстоящих действий и операций с приборами, установками, объектами производительного труда.
  После окончания практической работы проводится итоговая беседа, основная цель которой – привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучение их критическому отношению к результатам своего труда.
  Собеседования являются одной из разновидностей беседы. Они могут проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников; в целях изучения новых вопросов учебного предмета; для обсуждения и закрепления знаний, а также для проверки степени усвоения основных понятий и проблем.
  По своей форме беседа может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
  Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. При фронтальной беседе вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированы так, чтобы будили мысль ученика. Как можно реже использовать подсказывающие вопросы и альтернативные вопросы.
  Таким образом, метод беседы обладает рядом преимуществ:
- активизирует деятельность учащихся;
- развивает их память и речь;
- помогает контролировать знания учащихся;
- может быть проводником личностного воздействия учителя на учащихся.
   

Роль беседы как одного из эффективных словесных методов, применяемых на уроках труда в начальной школе. 
  Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма.
  Практическая деятельность на уроках труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на других уроках. Уроки труда знакомят учащихся с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов, с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
  В начальной школе специальных уроков, посвященных только беседам, не выделяется. Основная работа по разъяснению задания осуществляется в процессе вступительной беседы. Цель беседы – актуализировать имеющиеся у детей знания и представления и дополнить их новыми в том объеме и такого качества, которые необходимы для успешного выполнения работы. Например, при изготовлении весенней птицы учащиеся не только повторяют знания о различных цветах, но и сравнивают отдельные элементы по форме и величине, учатся рационализировать работу. А для выполнения художественной композиции «Птицы прилетели!» актуальными будут совсем другие знания и представления, например, как оживает природа с наступлением весны, как прилетают птицы, как они ритмично выстраиваются в полете и какое разное состояние может быть передано разными ритмами. Во вступительной беседе к подобным работам используются художественные произведения, которые помогут каждому ребенку «увидеть» соответствующий образ, создать замысел. Кроме этого учитель во вступительной беседе может продемонстрировать образцы-аналоги творческих работ и обратить внимание детей на то, какие приемы применил автор; обязательно нужно показать несколько возможных способов использования тех или иных материалов.
  Опытные учителя знают, как трудно заставить учеников на уроке труда долго внимать всяким предварительным объяснениям. Через несколько минут от начала вводной беседы дети исподволь начинают брать со стола материалы и инструменты и нетерпеливо вертят их в руках; им хочется побыстрее начать что-то делать. Одергивания и запреты малоэффективны: хотя дети формально им подчиняются, внимательно воспринимать материал они уже не могут. Таковы особенности их возраста, с которыми нельзя не считаться.
  Сокращать подготовительный этап можно далеко не всегда, чтобы не лишать уроки образовательного смысла. «Заставлять» же можно только с учетом особенностей протекания познавательных процессов на основе непроизвольного внимания, на интересе, не снижая серьезности и познавательной ценности информации. Однако можно давать информацию не всю сразу, а порциями, в соответствии с этапами практической работы. Если практическая часть урока может быть разделена на более или менее самостоятельные этапы, то каждый из них вполне может предваряться соответствующими творческими размышлениями и соответствующей информацией – это только повысит осознанность деятельности детей и познавательную ценность урока.  
  Покажу это на примере урока «Упаковки для подарков». Его основные задачи можно сформулировать следующим образом: а) формировать понятие о стилевом единстве; б) дать понятие об особенностях праздничной упаковки; в) развивать чувство формы; г) познакомить с новыми приемами создания декора из бумаги.
  Для выполнения поставленных задач в подготовительном этапе урока необходимо рассказать о назначении упаковки вообще и праздничной в данном случае, рассмотреть возможные варианты готовой формы и остановиться на всех обозначенных вопросах технологии. Если дать все это единым блоком, дети не будут в состоянии полностью осмыслить информацию. Таким образом, в первой части вступительной беседы мы предлагаем ученикам зрительный ряд из различных упаковок, рассматриваем образцы-аналоги и на их примере обсуждаем особенности праздничной упаковки. Имея эту информацию, ученики еще не будут представлять абсолютно всех тонкостей последующей работы. После выполнения разметки можно перейти к оформлению работы, которая основана на творческой, поисковой деятельности.
  Таким образом, подготовка к практической работе не будет формальной, хотя и является частью урока.
  Также хочется отметить и итоговые беседы, главный смысл которых заключается не в выставлении отметок, а насыщен содержательными компонентами. Например, привлечение внимания детей к полученным результатам; повторение и обобщение пройденного на уроке; формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга; развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других. Учитель сначала сам в нескольких словах выскажет общую оценку достижений учеников, отметит творческие идеи, чтобы задать тон обсуждению, побудить детей к внимательному рассматриванию. Следует отметить, что учитель должен поощрять детей не только за собственные достижения, но и за умение видеть их в других работах. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказывать и критические замечания, но неизменно в плане совета и пожелания к улучшению работы: «Я думаю, было бы лучше, если…»
  Беседы, посвященные труду и технике, людям труда могут опираться на использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, которые созданы разными народами. Например, «Чтоб в почете быть – надо труд любить», «Без волненья, без заботы не жди радости в работе», «Чем больше науки, тем умнее руки», «Делу – время, а потехе – час», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Кроме этого, повысить интерес к началу работы помогут и загадки.
- Ни пера, ни крыла, а быстрее орла. Только выпустит хвост – понесется до звезд. (ракета)
- Я бываю выше дома и легко одной рукой поднимаю груз огромный. Кто, скажите, я такой? (подъемный кран)
- Он в безбрежном океане туч касается крылом, развернется – под лучами отливает серебром. (самолет)
- Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте. (часы)
- Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился верх и улетел. (бабочка)
- У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыбки)
  Хорошо сочетаются беседы и лабораторные работы. Для этого используются эвристические беседы, где прежде чем ответить на вопрос учителя необходимо провести различные опыты. Например, «Почему намоченная бумага гораздо легче рвется, чем сухая?», «Можно ли бумагу сделать прозрачной?», «Можно ли на ощупь различить лицо и изнанку ткани?», «Почему зимой люди одеваются в одежду из плотных тканей, а летом – в тонкие?»
  Программой трудового обучения для начальной школы предусмотрено проведение производственных экскурсий. Основная цель состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное – наглядно продемонстрировать производственный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства. В подготовительной беседе учитель объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут учащимся вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Например, при проведении экскурсии «Кто построил этот дом?» на строительную площадку можно использовать словарную работу, тем самым раскрывая понятия: стройка, строитель, экскаватор, крановщик, железобетон, каменщик, стройматериалы, стропальщик, котлован, архитектор. Затем необходимо рассказать о том, какая техника помогает строителям в работе, какие материалы используют при постройке дома. После посещения объекта проводится обобщающая беседа по следующим вопросам: - какие земляные работы выполняются на строительной площадке при планировании поверхности под застройку здания, какие машины выполняют эту работу?
- рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания?
- какие строительные материалы используют при строительстве и отделке будущего дома?

  Таким образом, делаю вывод, что беседы при проведении уроков труда в начальной школе необходимы и носят развивающий характер.  
 
 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению беседы на уроках труда в начальной школе
  Диагностика уровня развития опосредствованной памяти, воображения и мышления учащихся 

  Базой для моего эксперимента служит 3 «а» класс муниципальной средней общеобразовательной школы №3 города Ясного. В эксперименте приняли участие 22 ученика. Первым шагом моей работы было выявление интереса к урокам труда в начальной школе. Мной было проведено анкетирование, по итогам которого я смогла сделать следующие выводы: уроки труда в начальной школе являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса; кроме создания определенных поделок дети хотят получить новую интересную информацию. Все ученики считают, что уроки труда в школе необходимы. 10 учащимся особенно нравятся уроки труда, что составляет 48%. Узнать новое на уроке хотят 18 человек, и только 3 учеников просто хотят выполнить поделку. Также ребята отмечают в своих анкетах, что больше всего им нравится работать с бумагой.
 Следующим этапом моей работы было выявление уровня сформированности опосредствованной памяти, воображения и мышления. В основу были положены методики исследования памяти, воображения, мышления, разработанные учеными-психологами.
  Диагностика опосредствованной памяти.
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Учащимся последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: «Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу».
После прочтения каждого слова или словосочетания учитель делает паузу на 20 секунд. В это время ученик должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения.
  Оценка результатов.
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ученик получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу.
  Выводы об уровне развития.
8 - 10 баллов – высоко развитая слуховая память
4 – 7 баллов – средне развитая слуховая память
0 – 3 баллов – низко развитая слуховая память
Методика изучения воображения «Скульптура».
Ученику предлагается набор пластилина и задание: за 5 минут смастерить какую-либо поделку.
Фантазия оценивается от 1 до 10 баллов.
8 – 10 баллов – придуманная вещь оригинальна (высокий уровень)
4 – 7 баллов – сравнительно простая поделка (средний уровень)
1 – 3 баллов – очень простая поделка (низкий уровень)
  Комментарии к методике психодиагностики воображения.
Способы оценивания развитости воображения через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому.
Для проверки уровня сформированности мышления, я использовала задание Н.М.Конышевой (составителя программы по трудовому обучению в учебно-методическом комплекте «Гармония»). 
  Детям демонстрируется фотография растения «вороний глаз» и рядом его схематическое изображение. У этого растения каждый листочек симметричный и все оно тоже целиком симметричное. Как можно вырезать такую форму целиком из квадрата бумаги?
  Выводы об уровне развития мышления.
6 баллов – работа выполнена самостоятельно (высокий уровень)
4 балла - работа выполнена с 1 подсказкой (средний уровень)
2 балла – работа выполнена с 2 подсказками (ниже среднего)
0 баллов – работа не выполнена (низкий уровень)
 По результатам проведенного первого исследования видно, что у 7 детей слуховая память низкого уровня – это 18% учащихся класса. Эти дети с трудом воспроизводят по рисункам и записям слова и словосочетания, к некоторым словам совсем не сделали подсказывающих рисунков. У 11 человек (73%) – уровень слуховой памяти средний. Эти дети выполняют часть задания, допуская ошибки. У 4 человек (9%) – уровень слуховой памяти высокий. Эти дети задание выполнили быстро, из 10 слов и словосочетаний не вспомнили только 1 - 2.
  По результатам второго исследования видно, что у 10 человек (46%) низкий уровень воображения. У этих детей получилась примитивная поделка, неинтересная. 10 человек (46%) имеют средний уровень воображения. У них получились простые, хорошо известные поделки, не применили фантазию. Только у 2 человек (8%) воображение имеет высокий уровень. Эти дети быстро, без затруднений справились с работой, добавив интересные детали в поделку.
  По результатам третьего исследования я делаю вывод о том, что у 3 учеников мышление низкого уровня – это 9% учащихся класса. Эти дети не догадались, как из целого квадрата вырезать нужную форму. 8 учеников имеют средний уровень развития мышления и 9 учеников – ниже среднего. Это составляет 83% от общего числа учеников. Эти дети выполнили работу с подсказками. Только 2 ученика (8%) мышление имеет высокий уровень. Эти дети самостоятельно справились с предложенным заданием.
 
По данным исследований я пришла к выводу, что в классе преобладает средний уровень развития слуховой памяти, воображения и мышления. Я считаю, что, используя метод беседы, способствующий разностороннему развитию учащихся, можно увеличить уровень слуховой памяти, воображения и мышления.

Приемы внедрения метода беседы на уроках труда для развития памяти и воображения учащихся.
  Экспериментальная работа проводилась в течение 8 месяцев, начиная с сентября 2006 года и заканчивая апрелем 2007 года. Данный срок я считаю достаточным для получения видимых результатов работы.
  Главной целью моих уроков явилось развитие памяти, воображения и мышления учащихся на уроках труда в начальных классах, обучение рациональным приемам работы, умение работать с графической документацией, обогащение трудового опыта детей.
  Набор конкретных бесед был подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  В таблице  представлены темы уроков, темы бесед, цели уроков.
  Таблица
Тема урока Тема беседы Цели урока
Экскурсия в сад-огород «Что растет в саду, на огороде?» - познакомить с деревьями и растениями;
- развивать память, мышление, интерес к природе.
Работа с разными материалами. Аппликация «Бабочка» «Удивительное рядом» - прививать знания, навыки по работе с природными материалами;
-развивать познавательные интересы.
Лепка диких животных. Медведь и Лиса. «В мире животных» - развивать мелкую мускулатуру рук;
- развивать умение подмечать внешнее строение объекта;
-развивать воображение.
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Водяная лилия» «Водяная нимфа» - закреплять понятие «аппликация»;
- развивать внимание, воображение, творческие способности.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление модели планера. «Про самолеты и про авиаторов» - развивать умение выполнять разметку по чертежу;
- развивать техническое мышление.
Работа с тканью. Плоская мягкая игрушка «Ежик» «На прядильной и ткацкой фабриках» - отрабатывать умение получать полуобъемную форму из плоской;
-развивать воображение.
Работа с тканью. Мягкая игрушка «Лошадка» «Такие разные ткани»
лабораторная работа - закреплять умение изготавливать выкройки для игрушек, сшивать изделие разными швами;
- развивать творческие способности.  
Работа с бумагой и картоном. Игрушка на конусе «Дед Мороз» «Родословная Деда Мороза» - учить детей изготовлению игрушек на конусе;
- развивать мышление, пространственное воображение, мелкую мускулатуру рук.

Я считаю, что данная работа даст положительные результаты. Разные виды беседы в сочетание с опытами и лабораторными работами послужат не только для развития слуховой памяти, воображения и мышления, а также для развития мелкой мускулатуры рук, воспитания аккуратности и бережливости.
  Рассмотрим возможности беседы на конкретном уроке.
Тема урока: Работа с бумагой и картоном. Игрушка на конусе «Дед Мороз».
Цели урока: 1. Обучать детей умению изготавливать игрушки на конусе; закреплять умение работать при помощи циркуля.
  2. Развивать конструкторское мышление, пространственное воображение, слуховую память, мелкую мускулатуру рук и пальцев.
  3. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность и усидчивость.
Оборудование: белая и цветная бумага, клей, ножницы, циркуль, карандаш, линейка.
  Ход урока:
Название этапа 
урока Содержание этапа урока
1. Организующий 
момент. 
2. Сообщение темы и цели урока
а)вводная беседа;
б)словарная работа - Сегодня мы с вами научимся делать различные игрушки. Эти игрушки можно сделать к любому празднику.
- Кроме традиционных видов бумаги существуют еще «бюварная» и «верже». «Бюварная» - промокательная бумага. «Верже» - высококачественная писчая, почтовая, рисовальная бумага с водяными знаками в виде продольных и поперечных просвечивающихся линий.
- Приближается новогодний праздник. Наша игрушка будет называться «Веселый Дед Мороз».
- В Николин день Святой Николай (Санта Клаус), белобородый старик с мешком за плечами и с розгами в руках, ходил по домам, послушных детей одаривал, а нерадивых – наказывал. Подарков ждали все, особенно малыши, поэтому с вечера они оставляли свои башмачки или сапожки у печки, ибо считалось, что подарки добрый дедушка сбрасывает через дымоход.
В конце 16 века новый Николин день совпал со старым рождеством. И стал Санта Клаус приходить также и в этот день, и постепенно превратился в рождественского деда Баббо Натале в Италии и Пер Ноэль во Франции, а затем с новогодним Санта Клаусом праздник посещала наряженная свита и девушка в белом платье, с распущенными волосами и золотым обручем на голове.
В России добрый дедушка и его спутница появились вместе с елкой и легко и быстро вписались в новогодний ритуал, но зваться стали Дедом Морозом и Снегурочкой.
- В России традицию встречать Новый год с 1 января 1700 года ввел Петр Великий. Для этого был издан специальный указ. «…Считать Новый год не с первого сентября, а с первого января сего 1700 года. И в знак этого доброго начинания и нового столетия века в весели друг друга поздравлять с новым годом….
По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни» (из Указа Петра 1 Великого).  
3.Практическая работа.
а)изготовление игрушки
б)оформление игрушки - На листе плотной бумаги циркулем вычерчиваем полукруг и вырезаем. От центра полукруга в разные стороны по ребру края стола (можно линейкой) заглаживаем бумагу и склеиваем в конус.
- Из бумаги вырезаем по 2 детали головы. 
4.Подведение итогов урока.
а)проверка и анализ работ учащихся
б)обобщающая беседа - Какие виды бумаги вы знаете?
- Что можно изготовить из бумаги?
- Какими свойствами обладает бумага?
- Какие виды материалов использовал человек до изобретения бумаги? 

 Анализ результатов проведенной экспериментальной работы.

  Для проверки результатов проделанной экспериментальной работы была проведена диагностика о сформированном уровне воображения, памяти и мышления.
  На данном этапе я использовала методику изучения воображения «Вербальная фантазия».
  Методика изучения воображения «Вербальная фантазия» (речевое воображение).
  В ходе рассказа фантазия ученика оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
3.
Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (18.04.2010)
Просмотров: 13102 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz