Четверг
19.12.2024
10:56
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]
уроки русского языка [4]
уроки математики [0]
уроки литературного чтения [0]
уроки окружающего мира [0]

Наш опрос
Кто вошел на сайт?
Всего ответов: 917

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса
Введение
  Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.
  Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
  Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.
  Объектом исследования является процесс организации самостоятельной работы.
  Цель исследования: выявить особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках.
  Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2. определить понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды;
3. выявить особенности организации и проведения самостоятельной работы на уроках в начальной школе;
4. разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
5. обобщить теоретический и практический материал, сделать выводы.

Понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды.
  Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
  Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
  Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
  Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
 Первая группа:
- содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
- оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
- результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
- содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
- мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.
  Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат.
  В социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия. Для учителей начальных классов большую роль играет самостоятельная работа на уроке. Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие «самостоятельная работа» трактуется неоднозначно.
  Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.  
  Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И.Зимней. По ее определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
  В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
  По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:
• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
• закрепление и уточнение знаний;
• выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
• формирование умений и навыков практического характера;
• формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
  А.И.Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
  Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый ученик овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
  Существует множество различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых: Сократа, Платона, Аристотеля. Они глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.Коменского, Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Ушинского. В педагогических работах ученые-теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности.
  Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.Есипов в 60-тых годах обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный способ обучения становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
  Второе направление берет свое начало в трудах Я.Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.
  Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Ушинского. однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника, ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыты.
  Таким образом, самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках
  Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему.
  Под системой самостоятельных работ мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
  При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
• система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;
• система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;
• входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и навыков;
• последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.
  Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. 
  Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимся разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.  
  Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

Использование элементов самостоятельной работы на уроках русского языка по системе Л.Занкова.
  Школа 21 века – это вариативность образования, решение не только типовых, но и нестандартных задач, обеспечивающих развитие личности, это потребность в психологической службе, здоровьесберегающие технологии, безотметочная система, интегрированные курсы, увеличение доли иностранного языка, знания, умения, навыки как средство развития личности, это социальный норматив «Мы разные, хотя у нас много общего». 21 век – это век психологии, науки о человеке. Система Л.Занкова дает возможности для реализации идей новой концепции среднего образования – идей демократизации, гуманизации образования.
  Развитие – процесс сложный, здесь широкий диапазон индивидуальных вариантов развития детей, и поэтому не может быть достигнуто единого результата всеми школьниками. Общее развитие рассматривается как целостный процесс, т.е. взаимодействие сторон психики главными видами психической деятельности Занков считал наблюдение, мыслительную деятельность, практические действия, отношение человека к действительности.
  Успешное развитие ребенка по этим трем направлениям обеспечивает способность личности к разным видам деятельности – как познавательной, так и практической. Важнейший показатель общего развития – эмоционально-волевые качества: поведение, самочувствие, атмосфера в классе, в школе, познавательные интересы, ценностные ориентиры. 
  Народная мудрость гласит: в здоровом теле здоровый дух, но она же утверждает и обратное: физическое, телесное состояние в высшей степени зависит от бодрости духа, состояния души. Впервые Занков выдвинул принцип осознания школьниками процесса учения – способности к самопознанию, самоанализу. Поэтому если отметка и остается в системе Занкова, то как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель развития личности ученика.
  В системе общего развития важно постоянно создавать условия для развития познавательного интереса. Вот несколько существенных условий:
1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.
2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.
4. Вовлечение в процесс поиска.
5. Осознание важности и необходимости изучения.
6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.
7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.
  Исходя из сказанного, можно сделать выводы.
1. Дидактический стержень занковского урока – это процесс деятельности учащихся, которые на протяжении урока наблюдают, сопоставляют, производят аналоги, т.е. идет процесс усвоения знаний и работа над развитием.
2. Жизнь детей на уроке – это проявление воли, различных эмоций, чувств, увлеченность и работа ума.
3. У урока гибкая структура. Учитель и работа идут не только от намеченного плана, но и от детей.
4. Обязательно изучается результат деятельности.
5. Как источник знаний используется наглядность и ТСО, сведения из словарей, энциклопедий, справочников.
  Наряду с уроком в системе Л.Занкова особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками, учениками и учителем в школе и вне школы. В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы ее решения или сочетание этих способов. На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Правилом для учеников является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Содержание урока. На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока необходимо учитывать следующие положения:
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, литература, словари, окружающая действительность, 
- соотношение на уроке нового и уже известного,
- степень новизны в содержании каждого задания,
- широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.
Процесс обучения. При планировании процесса обучения учитель ориентируется на богатство и разнообразие видов деятельности, которые он предложит детям. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Он старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. 
Характер отношений между учениками и между учителем не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Л.В.Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Правильность или неправильность поиска должен определять не учитель, а школьники, реагируя на ответы товарищей. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают много эмоций, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке.
Рассмотрим несколько типов заданий, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению явлений, заставляют их оперировать связями, а не отдельными фактами, решать коллизии, развивать самостоятельность.
Первый тип. 
1. Выучи считалочку. Каким по цели высказывания является восклицательное предложение? Посчитайтесь.
Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен,
Пусть росток выходит вон!
2. Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов.
3. Отметь число и, если возможно, род.
4. Почему рифмуются слова «лен» «вон»?
В этом задании дети работают на уровне смысла слов и теории языка. Ученики анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. 
1. Какое правило нужно знать, чтобы записать шутливый текст? Запиши его.
Ты знаешь приска_ки? И ска_ки знаешь? А ска_ывать ты их умеешь? Без подска_ки? Тогда ты замечательный ска_очник или замечательная ска_очница.
2. Прочитай предложения в любом другом порядке. Что получилось с текстом? Выдели корень в однокоренных словах. К каким частям речи они относятся?
  Подобные задания учат детей рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям.
Второй тип. Задания с недостающими данными (это может быть составление слов из одних букв согласных или гласных, составление предложений с пропусками обязательного члена, в формулировке правила упускается какой-то существенный признак, в тексте пропускается предложение, необходимое по смыслу, неполный план)
Третий тип. Задания с избыточными данными (этот прием можно использовать, давая определение понятия, правило в виде популярного текста, избыточный план, «лишнее» слово)
Четвертый тип. Исследование противоречия между общим и частным: например, «и» показатель мягкости, но «ножи», определение формы единственного числа существительного «очки», склонения разносклоняемых существительных.
Пятый тип. Исследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием, например, все соотносимые части речи, выражение членов предложения разными частями речи, сравнение правил правописания –о,-ё после шипящих с правописанием гласных и, а, у после шипящих и с проверкой проверяемого безударного гласного в корне, сравнение проверяемых и непроверяемых правописаний. 
  Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность.

Психолого-педагогический анализ класса и использование на уроках элементов самостоятельной работы.
  В 2007-2008 учебном году в 4 «а» классе обучается 27 учеников. Из них 13 мальчиков и 14 девочек. В классе умственно-отсталых и физически не развитых нет. 20 учеников посещают учреждения дополнительного образования, из них 11 человек – спортивные секции. 
  Все учащиеся добросовестно относятся к обучению в школе. Кроме основного домашнего задания стараются выбрать самостоятельное задание по усмотрению: найти дополнительную информацию в словаре или энциклопедии, написать сообщение, сочинить небольшое произведение, выучить найденную информацию и поделиться с ней на уроке.
  Активное участие школьники принимают в различных международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», литературный конкурс «Рукописная книга». В 2005-2006 учебном году среди учащихся 2 классов города в конкурсе «Кенгуру» Пшеборовская Александра заняла 1 место, в 2006-2007 учебном году в конкурсе «Русский медвежонок» Ромащенко Алена заняла 2 место, а 4 место поделили – Снитина Анастасия и Кубрушко Виктор. 
  В классе 100% успеваемость. 2006-2007 учебный год на «4» и «5» закончили 19 учащихся, с одной «3» по русскому языку – 3 учащихся. 
   В основном класс составляют средние учащиеся – по своим интеллектуальным и личностным особенностям одни из них ближе к сильным, а другие – к слабым. Хочется выделить учащихся с высоким баллом успеваемости – это Подковырова Татьяна, Пшеборовская Александра, Миронов Иван, Снитина Анастасия, Ромащенко Алена, Кубрушко Виктор. Эти дети отличаются прежде всего активностью мыслительной деятельности, волевыми качествами, стремлением к интеллектуальному напряжению, к преодолению без посторонней помощи трудностей. Они сравнительно легко выделяют существенное в учебном материале, главные признаки, избегают шаблона, стремятся по возможности варьировать способы решения. 
  Л.С.Выготский говорил: «Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Поэтому второй год работаю по проблеме «Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство повышения познавательных интересов младших школьников». Основа системы Л.Занкова – решение проблемы в ходе урока. Она проходит по «спирали» через три этапа. На каждом из них реализуются свои задачи. На первом создается ориентировочная основа действий и рассматриваются общие положения. Познавательная активность учащихся за счет малой сложности поставленных вопросов и соответствующей формы организации их деятельности близка к репродуктивному уровню. На втором этапе школьники не только углубляют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, жизненный опыт, проводят анализ, синтез, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. На третьем этапе уровень решения проблемы наивысший. Целью его является не столько углубление решений ряда вопросов, сколько их расширение до пределов, которые показали бы учащимся полноту уже рассмотренных на уроке проблем и всю безграничность еще не поднятых вопросов. На втором этапе уровень самостоятельности обучаемых наивысшая. Они самостоятельно выполняют почти все звенья деятельности по разрешению проблемы – от усмотрения, создания и формулирования ее в познавательной задаче до окончательного решения и анализа. Поставленные цели определяют содержание материала для самостоятельной работы. Например, если целью является запоминание определенной информации, то объем самостоятельной работы может быть сравнительно невелик. Если целью служит формирование умений, то и объем самостоятельной работы и познавательной активности возрастут.
  На уроках русского языка использую следующие виды самостоятельных работ: устные и письменные, практические и теоретические, репродуктивные и творческие, в виде подготовительных упражнений. Подготовительные упражнения провожу для предварительного знакомства с текстом, с целью уяснения учебных задач, воспроизведения знаний, необходимых для понимания нового, ответов, на заранее разработанные учителем вопросы. Задача таких упражнений в том, чтобы сосредоточить внимание учащихся, активизировать мыслительную деятельность и воспроизвести основные правила, без знания которых невозможно понять новое. 
  Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – сочинения. Выполняя это упражнение, школьники учатся:
- накапливать материал для сочинения: наблюдать, выделять главное – то, что относится к теме сочинения; элементарно осмысливать факты, события, знания; правильно передавать факты и отдельные признаки;
- отбирать нужные для сочинения слова, строить словосочетания и предложения по законам грамматики;
- располагать материал в нужной последовательности;
- орфографически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы и другие требования.
  В сочинении все этапы подготовки (накопление материала, его отбор и расположение в нужной последовательности, составление плана, выбор слов) проходят с большей степенью самостоятельности детей, даже в тех случаях, когда в классе к письму сочинения готовимся коллективно.
  К,Д.Ушинский писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать». Л.Н.Толстой считал, что цель учения – самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».  
  Сочинение при правильной постановке является эффективным средством обучения и воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное, пережитое, развивает наблюдательность, учит улавливать причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Вот некоторые работы учащихся.
  Для сочинения «Почему мне нравится в школе?» Снитина Анастасия написала стихотворение:
В школе ребятишки:
Девчонки и мальчишки.
Они на перемене
Играют в фишки.
  А Пшеборовская Александра для сочинения «Мой лучший друг» написала стихотворение о маме.
Я люблю свою мамулю.
Без нее мне жизни нет.
Позовет меня: «Лапуля!»
И подаст мне мой обед.
А за завтраком, друзья,
С ней поспорить ну нельзя:
- не болтай ногами, не размахивай руками.
А я ею дорожу, потому что ее люблю. 
  А вот отрывок из сочинения «Осенние парашютисты» Снитиной Анастасии:
Наступили холодные осенние деньки. Загадочно шуршат под ногами листья. Приятно пройтись по осеннему лесу. Вдруг мне захотелось понаблюдать за листочками, что плавно, медленно падают с дерева на землю. Они как маленькие парашютисты. Вот я увидела, как ловко паучок зацепился за листочек и спускается на землю. А позже на меня сверху посыпались листочки: красные и желтые, словно водопад.
  А Михайлов Андрей описал в своем сочинении один из дней каникул:
Больше всего мне понравилось купаться в озере Тургояк. Оно находится среди скал и окружено сосновым лесом. Название переводится с тюрского – «на-пей». Вода очень чистая и кажется голубой. Видно как плавают рыбки, и, дно даже на большой глубине. 
  Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что правильно организованная самостоятельная работа дает большой потенциал для развития школьников. 
Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы.
  Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями.
  Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.
  Самостоятельная работа должна быт действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
  Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерения, решения несложных задач и т.д.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. 
  Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
  В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.
  При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

Заключение.
  Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
  «Мышление как процесс, - отмечает доктор психологических наук А.В.Брушлинский, - выступает особенно отчетливо прежде всего в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу или проблему. В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его». Для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «нерешение». Неудача в попытках ее решения – тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в пси
Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (17.04.2010)
Просмотров: 27865 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/22
Всего комментариев: 1
1 Сухарева Валентина  
0
Очень интересная работа. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz