Пятница
29.03.2024
04:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]
уроки русского языка [4]
уроки математики [0]
уроки литературного чтения [0]
уроки окружающего мира [0]

Наш опрос
Кто вошел на сайт?
Всего ответов: 917

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Театрализованная игра на уроках художественного труда как средство сплочения детского коллектива
Введение

  Практически все учебные предметы школьного курса за последние годы переосмыслены с учетом новых социальных и психолого-педагогических позиций. Лишь уроки труда являются исключением и по-прежнему трактуются в рамках ремесленно – технологической подготовки.
  Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
  Труд, как общественно полезная деятельность, формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. Наше ближайшее окружение – предметная среда есть продукт развития общества, продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного эстетически организованного труда людей исторически складывались традиционные ремесла, художественные промыслы, которые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью народа.
  Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. 
  Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля. Обучение как внешнее воздействие и учение как его внутренняя переработка ребенком находятся в тесной, динамической взаимосвязи. Складывающиеся интересы, художественные способности выступают как предпосылки к возникновению творчества. Творчество представляет собой общественную ценность и дает новую продукцию. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. Она рассматривалась на научно-практических конференциях: Всесоюзной научно-практической конференции "Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя” (1991 г.), проходившей на базе Полтавского государственного педагогического института при участии Государственного комитета по народному образованию, Министерства культуры СССР, НИИ художественного воспитания АПН СССР и Международной конференции "Дети. Театр. Образование" (1996 г.), проходившая в г. Екатеринбурге на базе Гуманитарного центра "Театр” при поддержке Министерства образования РФ, Департамента образования Правительства Свердловской области, Управления культуры, Управления образования г. Екатеринбурга.
Ведущие педагогические и научно-исследовательские институты представили интереснейшие материалы, касающиеся теории и практики использования принципов театра в образовании, были продемонстрированы различные формы и принципы использования театральной педагогики в работе с детьми разного возраста. Материалы показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребенка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения); учебный предмет превращается в увлекательные «предлагаемые обстоятельства»; для ребенка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала. 
  В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Театрализованная игра на уроках художественного труда как средство сплочения детского коллектива».
  Проблема исследования: какую роль играют элементы театральной педагогики на уроках технологии в начальной школе?
  Цель исследования: определение места и роли театральной педагогики на уроках технологии в начальной школе.
  Объект исследования: театрализованная игра на уроках технологии в начальной школе.
  Предмет исследования: воспитательный процесс на уроках технологии, направленный на сплочение детского коллектива, с использованием театрализованной игры. 
  В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия «художественный труд», «театральная педагогика», «театрализованная игра».
2. Определить место и роль театральной педагогики на уроках технологии в начальной школе.
3. Обобщить знания, полученные из разных источников, сделать выводы по данной проблеме. 
  Гипотеза исследования: если на уроке технологии использовать театрализованную игру, то можно сплотить детский коллектив.
  Методы исследования: анализ педагогической литературы, наблюдения.
  Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
  Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования. 
  В первой главе «Теоретические основы использования элементов театральной педагогики на уроках художественного труда» рассматривается роль театрализованной игры на уроках технологии, понятия «художественный труд», «творчество».
  Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по применению
театрализованной игры на уроках художественного труда, направленной на сплочение детского коллектива» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, приемы внедрения театрализованной игры, направленной на сплочение детского коллектива.
  В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
   
 Глава I. «Теоретические основы использования элементов театральной педагогики на уроках художественного труда в начальной школе»
1.1. Из истории развития уроков художественного труда.

 Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве.
  В 1919 году были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы». В этом документе, в частности, говорилось: «Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее». За эстетику детской жизни активно выступала Н.А.Крупская. Надо стараться, говорила она, все занятия пронизать искусством, поддержать стремление ребенка выразить себя в художественном слове, танце, поэзии, драматизированном действии. В неоконченной статье «Вроде методического плана клубной работы» А.С.Макаренко писал: «Красота – самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат… бить на красоту, значит, бить наверняка», поскольку «стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре». 
  Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой ее деятельности. Другими слова, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.  
  Никакие рассуждения о художественной красоте, никакие лекции не могут оказать такого эстетического воздействия, как непосредственное восприятие этой красоты. Искусство, его живой материал не роскошь, не излишество, не комфорт, не сладкое блюдо – это необходимый элемент воспитания. 
  Эстетическое воспитание средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием.  
  В педагогической литературе можно встретить рекомендации, которые ориентируют практику на виды труда, важные для технического прогресса общества. Если принять во внимание только эту точку зрения, то духовное развитие ребенка, его участие в трудовых процессах коллектива будут неполноценными. Современный технический прогресс вытесняет ручной труд. И чем активнее этот процесс, тем более возрастает необходимость ручного труда для гармоничного развития каждого человека. Очевидно, что и трудовое воспитание детей немыслимо без активного ручного труда, ибо он создает конкретный предмет, удовлетворяющий потребность ребенка в деятельности, и является одним из самых любимых его занятий. В ручном труде школьник обнаруживает самую высокую заинтересованность, успеваемость и, что важно, малую утомляемость. Эти факторы положительно влияют и на общее психическое и умственное развитие ребенка. Ручной труд является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Теория современного дизайна для детей и практика детского художественного творчества демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.
  Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука.
  Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
  Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Известный советский психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. 
  «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, чем сложнее движения, необходимые для этого воздействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал в своих работах В.А.Сухомлинский.
  Таким образом, правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.
   
  Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений. (Психологический словарь. М., 1983.)
  Я.А.Коменский отмечает, что в отрочестве развиваются внутренние чувства (воображение, память, психические процессы). Ж.Ж.Руссо характеризует период от 2 до 12 лет как «сон разума»: развиваются лишь органы внешних чувств, поэтому, продолжая физическое воспитание, необходимо ввести трудовое по принципу «дисциплины естественных последствий» («считайте, измеряйте, взвешивайте…»). По А.Дистервегу период от 6 до 10 лет – период преобладания ощущений (главное в обучении – наглядность). А вот К.Д.Ушинский отмечает, что отрочество ребенка (от 6 до 14 лет) можно назвать периодом самой сильной работы механической памяти. В современной возрастной психологии и педагогике принята следующая возрастная периодизация: дошкольное детство – 3 – 6 лет; младший школьный возраст – 6 – 10 лет; подростковый возраст – 10 – 15 лет и т.д.  
  В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
  В начальной школе учащиеся действуют в учебных ситуациях на основе прямых внешних указаний преподавателя. Постепенно обнаруживается, что отдельные компоненты учебной деятельности выполняются детьми путем саморегуляции. Прежде всего они усваивают смысл и содержание оценки, начинают улавливать момент усвоения общего способа решения различных задач. Еще интуитивно, но достаточно точно определяют свои возможности в решении тех или иных практических задач. Правильная самооценка тесно связана с уровнем контроля. Учащиеся чаще всего спешат подтвердить свои результаты, опираясь на мнение учителя и родителей. Если результат ошибочен, то дети ждут указаний взрослого.
  Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно начинает складываться со второй половины второго класса. На уроках дети получают, а затем и сами развернуто стараются формулировать различные задачи восприятия тех или иных пособий и примеров. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Школьники учатся самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности, приобретает форму целенаправленного наблюдения.
  Продолжается работа по развитию памяти. От учащихся требуется не только выделение каких-либо единиц, но и смысловая группировка материала – объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение выводов, сведение тех или иных данных в таблицу и т.д. По мере формирования осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у школьников оказывается во многих случаях продуктивнее непроизвольной (к тому же многие способы выполнения разных действий становятся автоматизированными и привычными).  
  Учение не исключает других видов деятельности. Особенно большая роль принадлежит труду в двух формах – в форме самообслуживания и изготовления поделок. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания – хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению. Немаловажное воспитательное значение имеют те виды самообслуживания, при выполнении которых дети включаются в совместную коллективную работу. Они проявляют товарищескую поддержку, взаимопомощь, сознательно относятся к общим задачам коллектива, ощущают свою личную ответственность за своевременное и добросовестное выполнение работы.
  Большинство школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку при разрезывании материала и сноровку при его склеивании, где при выполнении задания сменяются одни виды действия другими. Глубокое удовлетворение приносит второклассникам то, что собственными руками они изготавливают нужные и полезные вещи.
  Занятия по труду имеют еще один существенный психологический эффект. Условия их проведения наиболее благоприятны, чтобы формировать у школьников умение планировать предстоящую работу, а затем находить пути и средства их реализации. Конечно, это умение развивается и на других занятиях, но только при целенаправленном изготовлении какого-либо предмета ребенок действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. Стоит пропустить какую-нибудь операцию или применить не тот инструмент, который нужен, как все это сразу зримо сказывается на итогах работы. Поэтому на занятиях по труду ребенок интенсивно овладевает умением заранее планировать порядок своих действий и предусматривает нужные для их осуществления инструменты.  

1.3. Театрализованная игра на уроках в начальной школе.

  В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные. Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром. Театр – всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства. 
  Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности. Театрализованная игра – деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. 
  Во многих исследованиях театрализованные игры классифицируются по способам изображения сюжета, т.е. по средствам эмоциональной выразительности. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер: сам создает сюжет, сценарий. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В.Давыдова и его последователей, является основой для развития воображения. 
  Театрализованная игра как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами, что и любой другой вид игровой активности человека. На это указывают исследователи как в области театроведения, так и в области психологии и педагогики. В связи с этим в структуре театрализованной игры можно найти все компоненты, выделенные Д.Б.Элькониным в сюжетно-ролевой игре: роль как определяющий компонент, игровые действия, игровое использование предметов, реальные отношения между играющими детьми. Однако по сравнению с сюжетно-ролевой игрой в театрализованных играх игровое действие или игровой предмет определяют и облегчают принятие ребенком на себя роли, и только после этого сама роль предлагает выбор игровых действий. Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека – еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. Вместе с тем выполнение роли не исключает творчества. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа. В театрализованной игре нет отношений состязаний. Это отношения сопричастности смыслу действий партнера по сценарию, дополнение их или просто независимые действия каждого ее участника. 
  В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей. Некоторые исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития: моделирование и символизацию. Основу игры, по словам Л.С.Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Ключевая функция воображения заключается в способности мыслить образами и структурировать образ мира. Особенность игры состоит в том, что в ней используется воображение в наглядно-действенной форме: употребляя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, ребенок осуществляет символизацию. Таким образом, происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: во-первых, при игровом употреблении предмета, т.е. при переносе действий на другой предмет и его переименование, и, во-вторых, при принятии на себя и выполнении роли взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих ее социальную суть. Основной функцией символизации является разрушение жесткой фиксированности предметного действия детей, разделение мысли и действия, переход во внутренний идеальный план. Однако такой переход к оперированию понятиями, оторванными от вещей, не может быть осуществлен ребенком в театрализованной игре без специальной подготовки. К.С.Станиславский показал, как нелегко даже взрослому актеру овладеть действием, чтобы его можно было выполнять без предмета в воображаемых обстоятельствах. «Опорной точкой» символизации становится реальное замещающее действие с предметом, т.е. игровое действие. В игре начинает господствовать, по словам Л.С.Выготского, смысловое содержание вещи, предмета, возникает и развивается замещение, происходит процесс опосредствования знаками.
  Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования игры в воспитательной и психотерапевтической работе. По мнению представителей вальдорской школы, чем больше образов пройдет через душу ребенка, чем разнообразнее будут сценические ситуации, тем шире будет мир его чувств и поступков, тем совершеннее, гармоничнее станет его душа. Театральный процесс рассматривается как эстетизированная практическая психология, как процесс решающий «проблемы психологической реабилитации личности на театре».
  Театрализованные игры могут быть включены в различные виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей. Взаимосвязь этих видов художественно-эстетической деятельности в педагогический процесс обеспечивает:
1. Усвоение детьми литературного текста как первоосновы игры и сюжетного изображения, накопление и углубление знаний об окружающей действительности и применение умений создавать образы в процессе художественной деятельности, появление новой продукции – сюжетного рисунка или персонажа.
2. Формирование в художественной деятельности чувства формы, ритма, цвета, композиции, выразительной речи, движений.
3. Развитие у детей художественно-творческого образа проходит следующие этапы: первичное формирование образа на основе литературного произведения, обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме, понятной для окружающих, взаимообогащение его благодаря перенесению выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой.
  Таким образом, театрализованная игра, независимо от формы проведения, способствует раскрепощению детей, снятию у них лишнего психического и физического напряжения, поддерживает ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности.

1.4. Использование элементов театральной педагогики, направленных на эстетическое воспитание, на уроках технологии в начальной школе.


  Уроки творческого типа предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся. Понятие «творчество» следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе его зачастую отожествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками, совершенно безосновательно относят к «творчеству». Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» как бы механически присоединяется ко всей остальной работе и сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, расписанную до мельчайших подробностей в жесткой инструкции. Например, ученик сначала копирует образец; к образцу прилагаются шаблоны всех деталей, даются разъяснения о материалах и подробная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу: сделать такую же картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений, должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, - нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет творчество! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными занятиями. Творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике. Это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности. Учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; школьники обычно открывают уже известное человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность – открытие, самостоятельный поиск.
  Говоря о творчестве, следует прежде всего обратить внимание на такие работы, в которых школьники активно разрабатывают изделие, сообразуясь с поставленными задачами. Именно задачи создают определенную установку на творческий поиск, заставляют его мыслить, искать нужные способы действий, а не просто копировать. Творческая деятельность органически включает в себя постановку и решение проблемных ситуаций, они могут быть художественного или логического типа, но обязательно составляют самую суть.
  Художественное творчество прежде всего предполагает создание ребенком оригинального образа и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Такой урок исключает работу по образцу. Вместе с тем необходимо помочь ученикам, во-первых, вызвать в воображении соответствующий образ, и, во-вторых, найти наиболее подходящие способы его воплощения. С этой целью на уроке будут использованы образцы, но они будут иметь иной учебный смысл. Это не образцы для копирования, а образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах учитель разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять.
  Рассматривая творческую, поисковую деятельность детей, следует особо остановиться на так называемых художественно-комбинаторных работах. Они также предполагают создание оригинального художественного образа, но разрабатываются другими способами, а сама эта деятельность имеет для учащихся специфический смысл. Художественно-комбинаторные задания больше напоминают своеобразную игру материалом, поиск незапланированных художественных эффектов, использование неожиданных средств. Эта работа очень важна для детей, поскольку в высшей степени способствует разработке гибкости и оригинальности мышления. Следует помнить, что все разновидности художественного творчества строятся на совершенно особой основе, предполагающей не выдвижение «научных гипотез», а свободное оперирование соответствующими образами. Именно эти качества и формируют художественно-комбинаторные работы. Кроме того, подобные задания обычно связывают с разработкой чего-то необычного, диковинного, несуществующего, чтобы не сковывать фантазию. Например, конструируя «игрушки-небывальщины», дети могут сочинять их непосредственно по ходу работы. Эти игрушки – целиком плод детской фантазии. Поэтому ребенок может свободно экспериментировать, не боясь испортить изделие. Аналогично может быть построена работа по «превращению» пятна произвольной формы в какой-то образ. Стимулируя творческую работу в художественно-комбинаторных заданиях, учитель должен побуждать детей к свободному экспериментированию, поощрять любые оригинальные решения. 
Конспект урока по технологии для 3 класса.
Тема: Природные узоры из пластилина.
Цели: научить изготавливать поделки, имитирующие природные узоры, развивать глазомер, мелкую моторику рук, кругозор, эстетический вкус, воспитывать аккуратность.
Оборудование: набор камней, иллюстрации камней, фотографии залов Эрмитажа, пластилин, скалочка, проволока, бумага, спичечный коробок, ножницы.
  Ход урока:
1. Вводная часть.
2. Работа по теме: Беседа «Поучимся у природы»: Сегодня мы обратимся
к миру природы, посмотрим, какие чудесные узоры можно увидеть в камне, на панцире черепахи, вазах и на плитах памятников. Я принесла вам фотографии поделочных камней, чтобы вы могли полюбоваться их необыкновенными узорами. Может быть они вдохновят вас на создание своего каменного цветка или шкатулки, которым позавидует сама Хозяйка Медной горы.
  Алгоритм выполнения цветка:
- сначала надо самому себе представить этот Каменный цветок;
- для того, чтобы получился малахит, надо смешать зеленый пластилин с белым, черным, синим;
- потом получившиеся кусочки надо раскатать в тоненькие пластинки, положить их слоями друг на друга, как коржи у торта, свернуть пополам, немного вытянуть пальцами, чтобы у лепестков острый кончик получился, и нарезать проволочкой на тонкие пластинки. Это будут заготовки-лепестки;
- затем надо соединить лепестки так, чтобы получился пластилиновый цветок, налепливайте на пластилиновый каркас.
3. Релаксация «Волшебный цветок»: Сядьте удобнее и закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно. Представьте, что мы находимся у подножия горы. Мы идем по тропинке и походим к пещере. Заходим в нее и видим перед собой дверь. Она сама открывается. Мы проходим внутрь и идем по коридору, освещенному слабым сиянием, идущим издалека. Мы идем, идем, идем и заходим в большую пещеру. Своды пещеры светятся золотистым сиянием. Вдоль стен на столах стоят изделия из камней – вазы, шкатулки, цветы, лежат бусы, браслеты. К нам подходит хозяйка Медной горы и ведет к центру пещеры. Там мы видим большой цветок из малахита, из которого бьет фонтан. У нас захватывает дух от такой красоты. Мы понимаем, как прекрасен цветок. Наша душа купается в счастье. Хозяйка предлагает выпить из волшебного цветка. Мы протягиваем ладони, наполняем их и подносим ко рту, глотаем. Хозяйка говорит, что теперь мы можем творить, как Данила-мастер. Мы ощущаем у себя внутри нарастающую силу творчества и мастерства. Немного потянитесь и откройте глаза.
4. Практическая работа.
5. Итог урока: дети выставляют свои работы.
- Сегодня мы учились у природы, повторяли узоры самоцветных камней. Как вы это делали?  

  Совсем недавно появилась педагогическая инновация – создание спектаклей детьми на уроках художественного ручного труда. Спектакли могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой, настольный. Работа над созданием спектаклей объединена общей, значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат, где просматривается успех как всего коллектива, так и каждого ребенка отдельно. Театральная деятельность, дающая простор воображению, наполняет внутреннюю жизнь ребенка особым смыслом, помогает выработать определенное отношение к педагогам, коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи.
  Использование методов театральной педагогики в учебном процессе – это возможность:
1. Комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребенка: ум, волю, чувства.
2. Создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик – ученик».
3. Обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка.
4. Развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы.
5. Повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся. 
  Таким образом, через театральную работу проводится формирование
мотивации учения, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого воображения и речи.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по применению театрализованной игры на уроках художественного труда, направленной на сплочение детского коллектива

 2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
  Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека. Сказанное относится ко всем эстетическим способностям.
  Труд — умственный и физический — активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде.
  Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения, и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика).
  Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. Труд школьника, независимо от его содержания, должен быть добровольным, осознанным, творческим, обещающим радость. Важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе труда. В совместной трудовой деятельности создается атмосфера взаимопомощи, здорового соревнования, хорошее настроение.  
  Базой нашего эксперимента служит 3 класс МОУ «СОШ №3». В эксперименте приняли участие 18 человек. Работу построили в три этапа. На первом этапе необходимо выявить сплоченность детского коллектива. Для этого в течение недели мы внимательно наблюдали за учащимися: как они ведут себя на уроке, на перемене, во время проведения коллективно-трудовых дел. Из 18 человек в классе 10 девочек, 8 мальчиков. По темпераменту дети разные. Пять (27%) учащихся относятся к типу «холерик» - вспыльчивы, раздражительны, быстро включаются в дело и быстро остывают. Меланхоликов – семь (39%) - не общительны, замкнуты, обидчивы, медлительны. Флегматиков в классе трое (17%) учеников. Эти дети спокойны, настойчивы, проявляют упорство. Также выделилась группа – сангвиников. Их трое (17%) – подвижны, общительны, быстро схватывают новое. 
№ Имя ученика Тип темперамента Характеристика по темпераменту
1. Витя Б. холерик Вспыльчив, раздражителен
2. Вова В. холерик Эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает
3. Катя Г. флегматик Спокойна, медлительна
4. Рамил Ж. сангвиник Подвижный, общителен, быстро схватывает новое
5. Лена И. сангвиник Общительна, конструктивна
6. Света И. меланхолик Не общительна, замкнута, очень впечатлительна
7. Руслан К. меланхолик Обидчив, медлителен, неэмоционален
8. Ильдар Л. флегматик Спокоен, настойчив, медлителен
9. Кирилл М. холерик Вспыльчив, раздражителен
10. Марина Н. флегматик Настойчива, медлительна
11. Катя Н. меланхолик Не общительна, слезлива, впечатлительна
12. Саша П. холерик Резок, раздражителен, эмоционально реактивен
13. Сережа П. холерик Раздражителен, быстро включается в работу и быстро остывает
14. Алена Р. меланхолик Не общительна, слезлива, медлительна
15. Настя Р. меланхолик Замкнута, впечатлительна
16. Настя С. сангвиник Подвижна, общительна
17. Оля Х. меланхолик Замкнута, слезлива, обидчива
18. Олеся Я. меланхолик Не общительна, впечатлительна, медлительна

  Также была проведена диагностика изучения детского коллектива. 
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик».
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в двух вариантах. Учащимся предлагается определить самочувствие в классе и с друзьями с помощью погодных явлений.  
Результаты данной работы показали, что комфортно, спокойно себя в классе чувствует только 4 (22%) ученика, а 10 (56%) учеников испытывают дискомфорт, им лучше дома в компании близких людей.

Диагностическая методика «Социометрия»
Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на листке бумаги. Они должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос.
1. Если те не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснениями домашнего задания?
2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
3. Представь себе, что у тебя есть право сфотографировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом на корабле.
№ Имя ученика 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
1. Витя Б. + - -
2. Вова В. - + +
3. Катя Г. - - +
4. Рамил Ж. + + +
5. Лена И. + - -
6. Света И. + + +
7. Руслан К. + + +
8. Ильдар Л. + - +
9. Кирилл М. + + +
10. Марина Н. - - -
11. Катя Н. - + -
12. Саша П. + + +
13. Сережа П. - + -
14. Алена Р. + + +
15. Настя Р. - - +
16. Настя С. + + +
17. Оля Х. + - -
18. Олеся Я. - - +

  Результаты данной диагностики говорят о том, что 7 (39%) учеников в классе не знают к кому можно обратиться в случае затруднения, 8 (45%) учеников не хотели бы видеть в кружке, где они занимаются, своих одноклассников, 6 (34%) учеников в экспедицию на Марс никого из класса не возьмут. 
  Кроме приведенных выше диагностических методик ребятам была предложена следующая игра, на основе которой можно сделать вывод о сформированности таких важнейших театральных качеств, как воображение, мышление, речь. 
Фантастическое существо
  Участникам предлагается превратиться в фантастическое существо по ассоциации с незнакомым словом. Например, «маняпа», «барабуда», «карапулька» и т.д. Найти пластический образ персонажа, представиться, рассказать о нем как можно подробнее: где живет, что любит, чего боится и т.д.  
№ Имя ученика Уровень воображения Уровень мышления Уровень развития речи Общий уровень
1. Витя Б. средний средний средний средний
2. Вова В. низкий низкий низкий низкий
3. Катя Г. средний средний низкий средний
4. Рамил Ж. высокий высокий средний средний
5. Лена И. низкий низкий низкий низкий
6. Света И. средний средний средний средний
7. Руслан К. средний средний низкий средний
8. Ильдар Л. средний средний средний средний
9. Кирилл М. низкий низкий низкий низкий
10. Марина Н. средний средний низкий средний
11. Катя Н. низкий низкий низкий низкий
12. Саша П. низкий низкий низкий низкий
13. Сережа П. высокий высокий высокий высокий
14. Алена Р. низкий низкий низкий низкий
15. Настя Р. средний средний низкий средний
16. Настя С. средний средний низкий средний
17. Оля Х. низкий низкий низкий низкий
18. Олеся Я. низкий низкий низкий низкий

 Результаты данного исследования говорят о том, что в классе преобладает средний уровень развития детей. 9 учеников (51%) представили персонаж, но смогли о нем рассказать очень мало, на основе уже известного, 8 учеников (44%) показали низкий уровень развития. Эти дети не смогли представить образ, даже при помощи наводящих вопросов не смогли рассказать об уже известном. Только 1 ученик (5%) показал высокий уровень развития. Он представил персонаж, придуманный самостоятельно, подробно рассказал, добавив интересные эпизоды. 
  Таким образом, проведенные диагностические методики показывают, что в классе нет сплоченного коллектива, дети не общаются друг с другу, обижаются по пустякам, хотят видеть себя на первом месте, основу класса составляют дети не общительные, замкнутые, вспыльчивые, раздражительные. Также в классе преобладает средний уровень развития.

2.2. Применение театрализованной игры на уроках художественного труда, направленной на сплочение детского коллектива.
  Экспериментальная работа нами проводилась в течение трех месяцев, начиная с октября 2007 года и заканчивая декабрем 2007 года. Данный срок мы считаем достаточным для получения видимых результатов.
  Главной целью нашей работы явилась совместная трудовая деятельность с применением театрализованной игры на уроках художественного труда. Для этого класс был разделен на три группы по 6 человек в каждой. На первом вводном занятии мы распределили обязанности среди ребят: были назначены ответственные в группе, помощники, организаторы. Также детям были предложены «Правила рабочего человека в коллективе».
  Правила рабочего человека.
1. Сделал сам, помоги другому.
2. Одна голова хорошо, а две – лучше.
3. Прислушивайся к мнению других.
4. Старайся сделать работу лучше, чтобы не подвести всю команду.
5. Работай дружно, творчески, аккуратно.
  Уроки художественного труда построили по блокам.
Блок 1. «Осенние сказки лесной феи» - экскурсия в осенний парк, аппликация из листьев «Осенние мотивы», конструирование из природного материала на тему «Сказки лесной феи» (сочинение сценария, изготовление персонажей, составление композиций, игра-драматизация)
Блок 2. «Русские народные сказки» - изготовление настольного спектакля по сказке «Теремок» (конструирование из бумаги), изготовление спектакля по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (перчаточные куклы)
Блок 3. По мотивам произведений детских писателей – изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр», изготовление персонажей и декораций по сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», изготовление персонажей и декораций по мотивам произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Блок 4. По подготовке к Новому году – изготовление новогодних игрушек, путешествие в страну «Геометрию» (изготовление панно способом оригами «Новогодние фантазии»), изготовление новогодних масок в технике бумагопластика
Блок 5. «Сказки А.С.Пушкина» - лепка из пластилина «Сказка о рыбаке и рыбке» (работа по подгруппам), изготовление панно в технике тестопластика «Сказка о Золотом петушке», композиция по мотивам «Сказка о царе Салтане» (лепка из глины), конструирование из бумаги «Сказка о попе и работнике его Балде»
Блок 6. «Экология родного края», сказки по замыслу детей – аппликация из бумаги, лепка из глины, аппликация из ткани, панно в технике оригами.
  Рассмотрим возможности эстетического воспитания на конкретном уроке.
Тема урока: Работа с разными материалами. Изготовление аппликации «Бабочка» из семян ясеня и клёна.
Учебно-воспитательные задачи: 1.Прививать учащимся знания, навыки, практические умения по работе с природными материалами. 2.Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. 3.Воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку.
Оборудование: бумага, картон, клей, семена клёна, жёлуди, ножницы, иллюстрации осени, различные виды бабочек, образец, таблица методической последовательности изготовления работы.
  Ход урока: 
 1. Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Приветствие.
3. Наведение рабочего порядка.
4. Объявление темы.
- Послушайте, пожалуйста, четверостишие и скажите, о каком времени года идёт речь.
  Кружат листья над дорожкой,
  Лес прозрачен и багрян…
  Хорошо бродить с лукошком
  Вдоль опушек и полян!
  Мы идём и под ногами
  Слышим шорох золотой.
  Пахнет влажными грибами,
  Пахнет свежестью лесной! ( А. Баленский.)
Итак, о каком времени года идёт речь в стихотворении?
- Ребята, почему «листья кружат над дорожкой, слышен шорох золотой», что шуршит под ногами?
- Посмотрите на эти картины, похожи ли они на описание; что здесь нарисовано?
- Кто был в осеннем лесу? (Каждая группа рассказывает о своих впечатлениях)
- Посмотрите, какие листья есть в лесу. Вместе с листьями ещё опадают и семена клёна, это крылатки. С этим материалом мы и будем работать. А что мы будем делать, вы узнаете из загадки.
  Над цветком порхает, пляшет,
  Веерком узорным машет (бабочка).
- Да, это бабочка. Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию бабочки из крылаток.
- Когда крылатки летят с деревьев, не правда ли, они немного похожи на бабочек.
 2. Основная часть урока
а) Словарная работа: бабочка монарха, репейница, траурница, брюквенница, медведица-госпожа.
б) Вводная беседа:
- Ребята, бабочки очень красивы, в природе существуют различные виды бабочек.
- Посмотрите, одна из самых крупных древних бабочек - траурница. Она вишнёвого цвета, даже чёрного, с широкой кремовой каймой. Около каймы - ряд маленьких синих пятнышек. Появляются эти бабочки во второй половине июля, в самом начале августа, летают до октября. Захолодали ночи - прячется она на зимовку, заползает в дупло, под отставшую кору пня, в глубокую расщелину упавшего дерева и там, плотно сложив крылья, поджав лапки, засыпает на зиму.
- А каких бабочек вы можете видеть на огородах, дачах? (Выступления каждой группы)  
в) Анализ образца
- Посмотрите на нашу бабочку, которую мы с вами будем делать.
- Из чего она сделана?
- Из какого природного материала?
- Что использовали для туловища?
- Как можно расположить крылатки?
- Из каких деталей состоит?
- Что можно использовать для головки и усиков?
 4. Инструкция по технике безопасности.
 5. Работа по таблице методической последовательности: Чтобы вам было
легче работать применяйте таблицу методической последовательности.
а) Обведите шаблоны бабочек на цветной бумаге.
б) Приклейте крылатки с краев, постепенно продвигаясь к туловищу.
в) Приклейте желуди - туловище, головку.
6. Работа в группах. Составление коллективного панно. Создание
сказочного сюжета.
 7. Итог урока
- С каким материалом мы сегодня работали?
- С какими видами бабочек познакомились?
- Что из жизни медведицы-госпожи вы запомнили?
- Кроме крылатки, что еще можно использовать для изготовления бабочки?  
8. Каждая группа представляет свои творческие работы.
9. Рефлексия. При помощи «солнышек настроений» покажите свое
настроение на уроке.
  При проведении первых занятий мы заметили, что учащиеся испытывают некоторые затруднения, работая в группе. Постепенно, на каждом последующем занятии ребята меняли поручения, стала повышаться ответственность за порученное дело, более творчески стали подходить к выполнению поделки, к уроку старались подобрать как можно больше дополнительного материала. В ход урока стали постепенно включать упражнения на взаимодействие друг с другом. 
Чувствование
Участники стоят в круге с закрытыми глазами. Затем каждый берет правой рукой руку соседа. Левую руку возьмет сосед слева. Необходимо сосредоточиться и, не открывая глаз, сконцентрировать внимание на ладони соседа справа. Какие чувства вызывает прикосновение к руке партнера? Что можно сказать о его состоянии? Насколько Ваши наблюдения совпадают с реальным психологическим состоянием партнера. 
Скульптурная композиция
Один из участников выходит в центр комнаты и застывает в какой-либо выразительной скульптурной позе. Остальные участники внимательно изучают скульптуру. По желанию любой может выйти и пристроиться к ней. Важно, чтобы пристройка была оправдана. Затем пристраивается другой желающий. Важно не торопиться, внимательно следить за изменениями, которые происходят в скульптурной композиции, в ее настроении и почувствовать тот момент, когда скульптурная композиция обретает законченность и не требует дальнейших дополнений. 

  Кроме основных уроков технологии мы решили организовать кружок «Умелые ручки» с применением театрализованной игры.
№ Месяц Тема занятия Содержание работы
1. октябрь «Умеешь – научи товарищей» Изготовление игр-головоломок для классной игротеки
2. ноябрь «Моя любимая игрушка» Дети рассказывают, как они ухаживают за игрушками, как играют с ними, небольшие импровизации
3. ноябрь «Игрушки из ниток» Практическая работа по изготовлению игрушек-сувениров из ниток на основе шаров-помпонов. Разыгрывание ситуации «Я иду на день рождения»
4. ноябрь «Кто быстрее и лучше?» Конкурс на изготовление любой самоделки из цветной бумаги, пластилина (работа по командам)
5. декабрь «У нас свой театр» Изготовление картонажного и пальчикового театра, декораций, ширм
6. декабрь «Новая жизнь старых вещей» Из старых вещей изготавливаем прихватки, сумочки для сменной обуви, мягкую игрушку
7. декабрь «Мастерская Деда Мороза» Организация классной мастерской по изготовлению елочных игрушек, масок, карнавальных украшений. Постановка сказки для Новогоднего утренника

  В кружок ребята записывались по желанию. На первое занятие из класса пришли только 6 человек. Занятие проводили в течение 40 минут. Учащиеся остались довольны проделанной работой, увлеченно и заинтересованно трудились. Постепенно количество учащихся, записавшихся в кружок «Умелые ручки», увеличилось.  
Кроме этого на занятиях кружка использовали игры на развитие ассоциативного мышления. 
Образная память
Ведущий предлагает какой-либо учебный текст и предлагает выделить в нем главное. Участники делятся на две команды. Каждая команда пробует представить текст в виде застывшей немой сцены. Основой содержания сцены может быть событие или абстрактно выраженная мысль текста.
  Бег ассоциаций
Участник, сидящий с краю произносит вслух два случайных слова, например: "шкаф" и "кошка". Следующий по часовой стрелке участник, вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например: "в закрытом шкафу спала кошка". Затем второй участник называет свое слово, например, слово "банан". Третий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой, например: "так как это была африканская кошка, она очень любила бананы»- и задает свое слово. Так игра идет по кругу. 
  Таким образом, правильно организованная работа служит сплочению детского коллектива, повышает интерес к учебно-воспитательному процессу.


2.3. Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы
  Для проверки результатов проделанной экспериментальной работы была проведена повторная диагностика по выявлению сплоченности детского коллектива.
Диагностическая методика «Настроение»
У учащихся имеется три рожицы настроений: хорошее, плохое, отличное. Выберите ту рожицу, которая чаще всего соответствует вашему настроению.
  Анализ данной методики показал, что 7 (39%) учеников стали приходить в школу с отличным настроением. Им нравится общаться со своими товарищами, они стремятся сделать много полезного. 8 (44%) учеников приходят в школу с хорошим настроением. Но в течение дня настроение меняется, они хотели бы, чтобы на уроках использовались различные игры, сближающие друг друга. Только 3 (17%) ученика имеют плохое настроение. Им не нравится в школе, они не общительны со своими товарищами, хотя любую работу выполняют охотно. 
 
Диагностическая методика «Подарки»
Учащимся необходимо пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который он получает в виде подарка.
№ Имя ученика Имя ученика – кому предназначен подарок Подарок 
1. Витя Б. Катя Книга
2. Вова В. Марина Блокнот
3. Катя Г. Сережа Блокнот
4. Рамил Ж. Алена Книга
5. Лена И. Кирилл Ручка и карандаш
6. Света И. Саша Ручка и карандаш
7. Руслан К. Катя Блокнот
8. Ильдар Л. Настя Книга
9. Кирилл М. Оля Блокнот
10. Марина Н. Рамил Книга
11. Катя Н. Руслан Ручка и карандаш
12. Саша П. Света Книга
13. Сережа П. Олеся Блокнот
14. Алена Р. Рамил Книга
15. Настя Р. Марина Блокнот
16. Настя С. Саша Книга
17. Оля Х. Алена Блокнот
18. Олеся Я. Настя Книга 

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята по-новому начинают смотреть на своих одноклассников, задают вопросы друг другу, активно сотрудничают.
  Такие подарки, как книга и блокнот лидируют. Ученики объясняют это тем, что в книге можно найти много полезной и интересной информации. Блокнот – вещь необходимая. Можно записать, как правильно построить свою работу по изготовлению какой-либо поделки, полезные советы, нужную информацию. 
  По результатам данных диагностических методик мы пришли к выводу: каждый ученик смог найти свое место в классном коллективе и хотел бы продолжить свое обучение.

  Заключение.
  Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и
свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к обще-развивающим педагогическим системам интегрированного типа. В такой системе особо заметное место может занять предмет, традиционно именуемый трудовым обучением. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста.
  Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего плана во внешний, делая их более понятными. В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточна. Ручные умения и владения технологиями могут лишь выступать в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил.
  Чувства доброты, заботливости, любви к людям наиболее успешно формируются в жизни такого детского коллектива, в котором имеется интересная, содержательная деятельность, где каждый испытывает жизнерадостное настроение. В.А.Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
  Таким образом, задачи, стоящие перед исследованием решены, цель достигнута. 
   
Литература.
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960, с.153
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991, с.299
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1984, с.243
4. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как развить навыки общения у ребенка: Методические рекомендации. – СПб., 1995, с.98
5. Бочкарева Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года под влиянием художественной книги и картины: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 1982, с.82
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997, с.204
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996, с. 112
8. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. – М., 1997, с. 93
9. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972, с. 156
10. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986, с. 108
11. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996, с.131
12. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997, с. 193
13. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996, с.165
14. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки: Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998, с. 178
15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996, с. 182
16. Фрейд А.Л. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993, с. 161
17. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998, с.94
18. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995, с. 83
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999, с.98
20. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке. – М., 1996, с. 84 








Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (16.05.2011)
Просмотров: 7164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz