Пятница
26.04.2024
13:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]
уроки русского языка [4]
уроки математики [0]
уроки литературного чтения [0]
уроки окружающего мира [0]

Наш опрос
Кто вошел на сайт?
Всего ответов: 917

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » уроки русского языка

Подготовительные упражнения на уроках литературы, русского языка
  К числу подготовительных упражнений относятся и изложения, если излагаемый материал, близкий к теме предстоящего сочинения.
  Однако, кроме упражнений, непосредственно подготавливающих детей к очередному сочинению, следует предусмотреть широкую систему логических, словарных и синтаксических упражнений, которые постепенно разовьют у детей умения и навыки, необходимые в работе над связным текстом: понимание смысловых оттенков слов и их выразительности, уместности их употребления в том или ином контексте, умение использовать различные типы предложений, ещё не изученные учащимися, обосновывать свои высказывания и располагать их в правильной последовательности.
  На уроках литературы простейшими упражнениями являются беседа по вопросам учителя и пересказ прочитанных текстов. Во время пересказа у учащихся вырабатываются умения в построении связного текста по плану, выделение главного, развивается внимание, формируется речевой навык. Вопросы, которые задаются детям при пересказе, должны помогать им не только воспроизводить текст, но и понять необходимость использования тех или иных средств языка, обратить внимание на логические связи в тексте.
  Вопросы и задания, предлагаемые учащимся на уроках литературы, делятся на следующие группы.
1. Вопросы и задания, которые содействуют пониманию содержания
прочитанного, идеи, образов, композиции, причин и следствий. По этим вопросам проводится пересказ, выборочное чтение, выделение в тексте главного и т.д. Анализ содержания прочитанных произведений подготавливает детей к правильному композиционному и логическому построению собственных сочинений.
2. Вопросы и задания, которые связывают прочитанное с жизнью и
собственными наблюдениями учащихся, с их личным опытом. Выделение подобных заданий подготавливает учащихся к самостоятельным сочинениям на основе собственного опыта.
3. Вопросы и задания по языку, употребление слов и их сочетаний в
самостоятельно составленных предложениях, работа с синонимами и антонимами, наблюдения над изобразительными средствами языка художественных произведений, объяснение и использование пословиц и поговорок в своём тексте. Речевые упражнения обогащают словарь детей, делают его более гибким, развивают навыки отбора словаря и построения предложений, приучают пользоваться изобразительными средствами художественной речи.
  Выразительное чтение стихотворений, инсценирование и драматизация рассказов, сопоставление прочитанного с другими произведениями, работа с иллюстрациями, вопросы и задания, направленные на развитие читательских интересов у учащихся, - всё это тоже повышает общее речевое развитие школьников, культуру их речи и, следовательно, способствуют повышению качества сочинений.
  В системе сочинений даются разнообразные, разносторонние задания. Этим обеспечивается развитие разных мыслительных способностей: к анализу и синтезу, конкретизации и абстрагированию, сравнению, сопоставлению, противопоставлению.
  В книгах для чтения учитель не всегда сможет найти нужное количество упражнений, подготавливающих детей к сочинению. Рассмотрим несколько образцов заданий, которые используются в практике учителей и способствуют подготовке к сочинениям.
1. Вспомни пословицы об осени. Объясни их значение. Укажи к каким
рассказам они подходят.
2. Составь небольшой устный рассказ на заданную тему. Можешь
употребить 1-2 отрывка из стихотворений.
3. Расскажи о своих осенних наблюдениях за природой. Какие картины
русских художников об осени ты знаешь? Расскажи кратко, что на них изображено?
4. Какие песни о мире и дружбе ты знаешь? Какие книги на эту тему ты
читал? Какие кинофильмы видел? О чём в них рассказано?
5. Составь устный рассказ на тему «Мой дедушка – участник Великой
Отечественной войны».
6. Каких людей уважают в народе? Какие пословицы о таких людях вы
знаете? Назовите знатных тружеников нашего города.
7. Объясни смысл пословицы: «Миллионы – за мир, миллионеры за
войну». Подтверди примерами.
8. Собери материал и картины на заданную тему и составь альбом. Темы:
«Великая Отечественная война», «Прошлое и настоящее нашего города», «Культурные растения», «Мои любимые животные».
9. Собери материал для предстоящего сочинения на заранее намеченную
тему, например: «Наш парк», «Городская улица», «Берёза». Записывай наблюдения, отдельные слова и понравившиеся отрывки из художественных произведений, а также собирай картинки для иллюстрирования сочинений.
10. После чтения описания летнего утра опиши восход солнца, который
тебе приходилось наблюдать самому, например: «Утро в горах».
11. Какие руки уважают в народе? Кого называют белоручкой? Как
образовалось это слово? Про кого говорят «золотые руки»?
  В словарной работе учителя часто пользуются приёмом замены объясняемого слова синонимом. Но при анализе изобразительных средств языка и вообще в случаях, когда применяются эмоционально окрашенные слова, этот приём не эффективен. Например, в связи с темой «Осень» читается сказка В.Гаршина «Лягушка-путешественница». В тексте употреблены слова следующие слова и обороты речи, изображающие падение лягушки: «лягушка шлёпнулась с сучка в воду», «лягушка бултыхнулась в пруд», «лягушка полетела вверх тормашками на землю». Заменяя подчёркнутые слова синонимами, учащиеся говорят: «лягушка упала в воду», «лягушка стала падать на землю». Вместо трёх выразительных, эмоционально окрашенных слов учащиеся употребили одно – нейтральное, лишённое выразительности слово. Таким образом, замена синонимом объясняемых слов в данном случае не обогатила, а обеднила речь учащихся. Следует дать ученикам такое задание: «Для объяснения выделенных слов поставьте вместо них близкие по смыслу. Объясните оттенки значения авторских слов, их большую выразительность по сравнению с теми, которыми вы их заменили». Такое усложнённое задание помогает учащимся объяснять значение слов способом замены их синонимами и вместе с тем понять выразительность авторских слов, их точность и уместность. Учащиеся, выполняя это упражнение, говорят, что «шлёпнулась и бултыхнулась» выразительнее, чем упала. Своё утверждение доказывают: «Шлёпнулась – это будто слышим», «Бултыхнулась – значит очень сильно упала в воду», «Полетела вверх тормашками – это смешно сказано». Если подобная работа над выяснением выразительности и смысловых оттенков слова будут проводиться систематически, то учащиеся, работая над сочинением, не будут пользоваться первыми попавшимися словами для выражения понятия, а выберут наиболее точное и выразительное. У них выработается вкус к меткому и выразительному слову.
  На каждом уроке литературы в той или иной форме должна проводиться работа над переносным значением слов, их особенностями употребления. Видное место принадлежит активизации словаря: составлению предложений, пересказам и рассказам по опорным словам, устному и письменному объяснению слов.
  На уроках русского языка и развития речи упражнения совмещают в себе задачи повышения речевой культуры и усвоения грамматико-орфографического материала. Они используются:
- как средство закрепления изученного грамматического материала,
- для практического ознакомления с типами предложений, не изученными в данном классе,
- для предупреждения и исправления речевых и смысловых ошибок, допускаемых учащимися в сочинениях и изложениях.
  В системе упражнений, способствующих подготовке к сочинению, могут быть выделены следующие направления: а) работа над словом, б) работа над словосочетанием и предложение, в) работа над связной речью. К каждому из этих направлений примыкают логические упражнения.
                                          Работа над словом.
1. Расположите данные слова по возрастанию качества: тёплый,
холодный, прохладный, знойный, жаркий день. Составьте с ними предложения, объясните оттенки значения.
2. Подберите слова, близкие по смыслу на темы: движение – иду, бегу,..,
звучание голоса – говорю, шепчу, кричу, …. Расположите по скорости движения. Объясните смысловые оттенки слов. Составьте с этими словами предложения.
3. Выберите нужное слово из нескольких, данных в скобках, и употребите
его в предложении: «Стояло (жаркое, горячее) лето. Мальчики выкупались и легли загорать на (жаркий, горячий) песок». 
  Целесообразно связывать подобные упражнения с подготовкой к конкретным сочинениям или с анализом прочитанных произведений литературы.
                                          Работа над предложением.
  В своей речи учащиеся применяют часто такие типы предложений, которые они не могут разобрать синтаксически. Не следует этого бояться. Ориентировать детей на использование лишь самых простых типов предложений будет грубой ошибкой. Многие дети, особенно начитанные и хорошо развитые, пользуются довольно сложным языком. Для предупреждения ошибок можно использовать следующие упражнения:
а) построение предложений по данному образцу,
б) построение сложных предложений по вопросу учителя,
в) распространение предложений путём добавления второстепенных членов,  
г) соединение нескольких простых предложений в одно сложное или в предложение с однородными членами,
д) самостоятельное конструирование предложений учащимися.
  Составление небольших связных текстов с грамматическим заданием.
  Речь идёт о маленьких сочинениях, зарисовках, которые составляются и записываются на уроках русского языка. Основная цель таких упражнений – служить средством закрепления и практического использования изученного грамматического материала. В то же время они способствуют подготовке к сочинению, так как в процессе их выполнения дети приучаются к самостоятельности, вырабатывают навыки, необходимые в сочинении. Например:
1. При изучении темы «Правописание предлогов» составить связный
текст «На закате», употребив слова за лесом, заходит, закат, за рекой, загорелся. Подчеркнуть предлоги.
2. При изучении правописания частицы не с глаголами составить связный
текст на тему «Мы не хотим войны!», употребив глаголы не боимся, не позволим, не победит. Подчеркнуть глаголы.
3. При изучении однородных членов предложения ученикам предлагается
написать, какие животные зимой спят, а какие охотятся, какие птицы улетают в тёплые края, а какие остаются у нас. Подчеркнуть однородные члены предложения. 
4. При изучении сложного предложения школьники могут оставить
небольшой связный текст на тему «В лесу», употребив 2-3 сложных предложения. Подчеркнуть в них главные члены предложения.
  Во всех классах в течение учебного года может быть проведено 30-50 миниатюрных сочинений на темы: «Первый снег», «Накорми птиц», «Моя кукла», «Ночь в лесу», «Наш класс». Например, при изучении темы «Имя прилагательное» было написано такое сочинение, в котором затем подчеркнули имена прилагательные:
                                                   Котёнок.
  Маленький котёнок ползал по полу. У него ушки остренькие а сам он рыженький, глазки чёрненькие, точно бусинки.
  При изучении темы «Изменение имён существительных по падежам» одним учеником был написан такой текст:
                                                    Стол.
  Стол сделан из дерева. У стола четыре ножки и крышка. Он окрашен в жёлтый цвет. На столе лежат книжки и тетрадки. За столом делают уроки.
  Желательно лучшие работы использовать для грамматического разбора различных видов и для орфографического комментирования.










Категория: уроки русского языка | Добавил: учитель (05.07.2011)
Просмотров: 2406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz