Для сочинения отводится в 1 классе один урок, во 2 классе – полтора урока, а в 3-4 классах – два урока. Кроме того, ещё на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками. Уроки обучения сочинениям строятся в зависимости от их вида и от класса, где они проводятся. Так, для сочинения по картине или по серии картинок выделяется время на их рассматривание и беседу по содержанию; сочинение-описание экскурсии требует проведения беседы, восстанавливающей в памяти учащихся приобретённые на экскурсии знания; перед составлением сочинения о длительных наблюдениях за явлениями природы дети самостоятельно анализируют свои наблюдения, обобщают свои записи и заметки, и этот этап предусматривается в построении подготовительного урока. В 1-2 классах письму сочинения предшествует коллективное составление текста или его фрагментов, обсуждение текста. Каждый вид работы, на каждой ступени имеет свои особенности, которые отражаются на построении урока. В работе над сочинением, независимо от его типа, довольно чётко выделяются три этапа: 1. Накопление материала (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, чтение художественных произведений). 2. Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение существенного, составление плана). 3. Словесное, речевое оформление (составление связного текста, его запись, обработка, проверка). Первый и второй этапы могут выйти за рамки урока: так, накопление материала для сочинения по экскурсии, на основе прогулок, наблюдений осуществляется иногда задолго до письма, а непосредственно перед письмом собранный ранее материал лишь восстанавливается в памяти детей, систематизируется, и таким образом подготавливается содержание сочинения. На уроках литературы и русского языка усваивается и активизируется лексика, ученики работают над изобразительными средствами языка, строят предложения, вводят в них новые слова и обороты речи, пишут небольшие зарисовки, близкие по теме предшествующего сочинения. Учитель проводит также орфографическую подготовку, включая в упражнения слова, которые могут встретиться в сочинении. Следовательно, урок, на котором составляется письменный текст сочинения, в большинстве случаев должен рассматриваться как подведение итога значительной работы, проведённой до него. Если ученики будут смотреть на сочинение как на логический итог своей прошлой деятельности, то у них повысится интерес, появятся мотивы, побуждающие их к выполнению работы. Поскольку написание сочинения – итог подготовительной работы, то построение уроков обучения письму сочинений в первую очередь зависит от характера подготовительной работы. Несмотря на различия в подготовительной работе к сочинению, могут быть выделены общие черты таких уроков: а) сообщение учителем темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учениками, б) беседа с целью упорядочения материала или для накопления материала, в) составление плана, г) речевая подготовка текста: запись опорных слов, составление отдельных предложений, орфографическая подготовка, д) оформление учащимися сочинения, запись текста, е) обработка учащимися первого варианта своего текста, исправление ошибок, ё) чтение учителем лучших сочинений. Планируя обучающие уроки сочинения, учитель должен всегда помнить их главную цель – подготовить учеников к самостоятельной работе над связным текстом. Например, сочинение-повествование на основе пережитого – о зимних играх – «Катание с горки». Проводится на следующий день после коллективного катания на санках с горы. 1. Сообщение темы и цели написания сочинения. 2. Беседа, цель которой вызвать активность учащихся, заинтересовать их, напомнить о происшедшем, создать у них повышенное и радостное настроение. Вопросы и задания учителя: «Ребята, все ли вы катались с горки? Где? Когда? На чём катались? Кто сделал эту горку? Приходилось ли вам падать в снег? Было больно? Было холодно? Было весело? Расскажите какой-нибудь интересный, смешной случай». 3. Запись опорных слов: намело, сделали, катались, скользят, смеются. 4. Составление предложений по вопросам учителя: «Много ли снегу во дворе? Кто сделал горку? На чём катались с горы? Как скользят санки? Что случилось с Галей? Что делают дети? А Галя? Было ли ей холодно?» 5. Устное составление связного текста. Рассказывание и обсуждение всего текста. Одновременно с этим учитель записывает весь текст на доске. Текст прочитывают, анализируют, а затем стирают. 6. Запись текста учащимися. Учитель наблюдает за их работой и оказывает индивидуальную помощь. 7. Проверка учащимися своих работ. Катание с горки. Во дворе намело много снегу. Старшие ребята сделали горку. Мы катались с горки на санках. Санки скользят быстро. Галя упала в глубокий снег. Дети смеются, и Галя тоже смеётся. Ей не холодно. Например, сочинение повествовательного характера «Прогулка в лес» с элементами описания. На уроках, предшествующих сочинению, ученики записывают слова на тему сочинения, составляют с ними предложения. Слова могут быть включены в диктанты и другие упражнения. Сочинение проводится на следующий день после прогулки. 1. Объявляется задача урока. 2. Беседа, составление предложений по вопросам учителя. Каждый вопрос предполагает ответ в виде одного предложения, например: «Где был вчера наш класс? Зачем мы ходили в лес?» в результате беседы создаётся текст. 3. Запись трудных слов на доске, выделение орфограмм, проговаривание и анализ. 4. Устное проговаривание текста сочинения, рассказывают 2-3 ученика. 5. Запись сочинений в тетради без предварительной записи текста на доске. Учитель может оказать индивидуальную помощь. 6. Дети самостоятельно проверяют написанный текст. В лесу. Наш класс вчера после обеда был в лесу. Мы ходили собирать цветы. В лесу хорошо. Берёзки стоят зелёные. Трава густая и высокая. Много одуванчиков, лютиков, горошка. Мы нашли ландыши. А черёмуха уже отцвела. Например, сочинение «Первый снег» на основе наблюдений за явлениями природы. Сочинению предшествовала экскурсия. В ходе подготовки проводится беседа. Дети читают отрывки из произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева. в орфографические упражнения включаются слова появился, экскурсия, иней, снегири, синица и д.р. 1. Обсуждение темы и цели сочинения. Учащиеся, направляемые вопросами учителя, определяют объём темы и возможные варианты её раскрытия. 2. Беседа о том, как дети впервые увидели первый снег, что наблюдали во время экскурсии и как снег через несколько дней растаял. 3. Самостоятельное составление плана, запись его в тетрадь. (Например, 1. Выпал снег. 2. На экскурсии в парке. 3. Как снег растаял.) 4. Составление учащимися фрагментов текста по пунктам плана. Построение отдельных предложений. 5. Составление текста, его запись учащимися в тетради. Индивидуальная помощь. 6. Проверка учащимися своих работ, исправление ошибок. Первый снег. В этом году снег выпал рано, 14 октября. На многих деревьях ещё листья. Я утром выглянул в окно. Всё было покрыто белым ковром. Снег не растаял днём. У берегов реки появился лёд. На другой день мы пошли на экскурсию в парк. День был ясный, снег блестел на солнце. Только над горами собрались тучи. В парке на ветках деревьев снег лежал большими хлопьями. Птиц уже не слышно. Мы играли в снежки. Через неделю снег начал таять. Бежали ручейки, как весной. Наибольшее значение на уроке обучения сочинению имеет оформление связного текста. Здесь нужно добиваться максимальной самостоятельности учеников. Если проводится сочинение на общую для класса тему с коллективным составлением текста, то оно должно иметь особую задачу: обработка своего текста, его «редактирование». В этом случае составляется единый для всех текст, записывается на доске, обрабатывается стилистически и логически. Участие принимают обязательно все ученики. Они учатся редактировать текст, критически анализировать его. На примере общего коллективного сочинения они знакомятся с приёмами составления и обработки текста. Только при таком условии коллективное сочинение будет действительно обучающим для всех, а не только для сильных учащихся. Такие сочинения надо проводить редко.
|