Вторник
23.04.2024
22:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]
уроки русского языка [4]
уроки математики [0]
уроки литературного чтения [0]
уроки окружающего мира [0]

Наш опрос
Кто вошел на сайт?
Всего ответов: 917

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » уроки русского языка

Воспитательная роль сочинений
 Дети рассказывают и пишут о самом интересном, близком. Их сочинения не только углубляют, но и развивают чувство коллективизма, товарищества, повышают общественную активность детей.
  Более всего способствуют решению воспитательных задач правильный выбор темы и целенаправленность её раскрытия. Особенно удачными в этом смысле оказываются темы о труде и героях труда, о жизни своего классного коллектива, о школе, о городе, о героях войны, о будущем. 
  Сочинение учит понимать жизнь общества. Эту мысль подчёркивала Н.К.Крупская: «Нужно давать задания, которые заставляли бы детей всматриваться ближе в жизнь». 
  Сочинения по впечатлениям о прочитанных художественных произведениях воспитывают у детей художественный вкус, любовь к родной природе, к своему краю, к людям, стремление к героизму, развивают понимание красоты человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Сочинение должно помочь детям осознать нравственные требования современности.
  Как же можно повысить воспитательную эффективность отдельных видов сочинений учащихся в начальной школе?
1. Образно-эмоциональные описания и повествования.
На прогулках, в походах, во время экскурсий дети любуются красотой окружающей природы, лучше узнают свою землю. Так формируется любовь к родному краю, к его природе, к прекрасной Родине. У каждого взрослого при слове Родина возникают в памяти те картины, которые они видели в детстве, среди которых выросли. Школа должна помочь детям глубже понять прелесть русской природы, научить их видеть и наблюдать. Живые и эмоциональные сочинения помогают детям ещё раз пережить те чувства, которые владели ими во время прогулки, игры, и глубоко их осознать. Чем выше и эмоциональнее настрой детских работ, тем больший воспитательный эффект они могут дать. В сочинения о родной природе дети могут вводить стихотворные цитаты, вклеивать иллюстрации или иллюстрировать сами. Например, сочинение первоклассника, написанное после похода в лес.
                                                             Белка.
  Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, весёлая. Сидит на сосне и смотрит. Глазки у неё, как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше её не увидели. 
В этом живом рассказике отразилась детская пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик коротко, но в основном правильно описал зверька, который ему, возможно, встретился впервые.
  Следующее сочинение ученика 3 класса с хорошим речевым развитием.
                                                          В лесу.
  Однажды в воскресенье утром мы с папой и мамой поехали в лес на весь день. Воздух здесь чистый-чистый, дышится легко, свободно.
  Мы вышли из машины, побегали и пошли собирать цветы. Цветов было очень много, только я не знаю названий. Набрали мы их целый букет.
  Вечером запылал костёр. Стали варить ужин. Почистили картошку. Я побежала к ручью за водой.
  Вдруг у берёзы зашевелилась трава. Я испугалась и хотела бежать обратно, но из-за травы выскочил зверёк. Сам ростом с мышку, пушистенький, с тремя полосками на спине. Он, не заметив меня, перебежал по камням через ручей и скрылся в кустах. Это был бурундучок.
  Оба сочинения просты и искренни, написаны с увлечением, правдиво. Непосредственность их чувства свидетельствует о том, что сочинение для них не только обязанность, но и радость творчества. В этом и состоит воспитательная ценность приведённых сочинений.
  Дети рассматривают картины, устно рассказывают, обмениваются впечатлениями , слушают музыку – всё это создаёт необходимое настроение, подготавливает детей эмоционально.
2. Сочинения на темы труда.
Сочинения на материале производственных экскурсий открывают новые воспитательные возможности: в них учащиеся используют сведения о производстве, о преодолении трудностей и об успехах в труде, о лучших людях труда, о технике. Так, в сочинении об экскурсии на стройку многие мальчики написали, что они хотят быть шофёрами, другие – крановщиками.
                                                      На стройке.
  В нашем городе строится много новых домов. Мы ходили на стройку, там бригадир рассказал нам о лучших строителях.
  Дом строят из больших блоков. Уже готов второй этаж, а всего будет пять этажей. Блоки подвозят на машине, потом поднимают краном и ставят. В каждом блоке есть окно. Рамы уже вставлены, но стёкол ещё нет.
  На стройке работают монтажники, крановщики, шофёры, штукатуры, маляры.
  Когда дом будет готов, в нём будут жить рабочие, врачи, учителя.
В сочинениях по экскурсиям на производство преобладает деловой язык, используются термины, усвоенные во время экскурсии. Сочинения могут быть написаны в форме заметки.
3. Сочинения о будущем.
Сочинения-мечты о будущем развивают воображение учащихся, учат предвидеть и планировать намного вперёд. Дети любят писать на тему «Кем я буду». Тема даётся в разных вариантах, но всегда её сущность – мечты о будущем, о профессии. Важно, чтобы учащимся их будущее рисовалось только в труде - интересном, творческом, увлекательном. Особенность сочинений на такую тему состоит в том, что она не допускает никакой коллективной подготовки. В то же время она требует некоторого жизненного опыта, наблюдательности и воображения. Пишущий должен уметь элементарно рассуждать – обосновывать свой выбор профессии. Поэтому темы о будущей профессии предлагаются в 3-4 классах. Будущее наших детей светло и прекрасно, они понимают и ощущают это. Как правило, в сочинениях о будущем звучит радостное чувство, светлый оптимизм, стремление к подвигам, к героизму. Очень редко дети пишут о будущем без воодушевления, и такие случаи должны вызвать у учителя большую тревогу. Сочинения «Кем я буду» в значительной мере определяют дальнейшую воспитательную работу учителя в классе. Например,
                                                     Кем быть?
  Я всё время расту. И когда вырасту, буду работать матросом. Работа матроса мне очень нравится. Я буду носить на шапке ленты. Буду плавать на катерах, пароходах по тёмно-голубым волнам. Когда тихая погода, нам будет светить солнце, а мы будем качаться на волнах…
Кем быть?
  Я буду парашютисткой. Летит самолёт. И в нём парашютисты. И вдруг: пип, пип, пип… сигнал. Один за другим выпрыгивают парашютисты и летят на землю. Я люблю прыгать с высоты, а чтобы стать парашютисткой, надо не бояться прыгать…
  В данных отрывках читателя подкупает жизнерадостное настроение, чистота детского чувства, светлые и мирные мечты. Конечно, в начальной школе рано говорить об окончательном выборе профессии, но сочинения о будущем о будущем и не ставят перед учениками такой цели, их роль – воспитание интереса к труду, к выбору профессии.
4. Сочинения о семье и товарищах.
Сочинения этой группы требуют от учителя большого такта и чуткости. Учитель должен хорошо знать семейные отношения своих учеников, если он хочет, чтобы сочинение о семье сыграло положительную роль в нравственном воспитании детей. Тема «Наша дружная семья» может глубоко травмировать ребёнка, если в его семье родители ссорятся или невнимательны к детям. Охотно дети пишут о своих мамах, как близком друге. Например,
                                                     Моя мама.
  При солнышке тепло,
  При матери добро.
  Моя мама работает мотористом на скважине. Она следит за насосами, обеспечивает водой весь город. Когда она приходит с работы, то берётся за домашние дела. Я всегда стараюсь помочь маме: хожу в магазин, мою посуду, убираю комнату. Я очень люблю свою маму, потому что мама старается всё сделать как можно лучше для нас. Она шьёт и стирает. Когда я заболею, она забывает про всё и сидит около меня ночами, не смыкая глаз. 
  Сочинения о дружбе – самые ответственные работы, они требуют большой чуткости, такта учителя и продуманной подготовительной работы.
Воспитательный эффект сочинения зависит не только от удачного выбора темы, но и от следующих условий:
1. Целенаправленность во всей подготовительной работе, умение
подчинять воспитательной цели и наблюдения, и беседу, и словарную работу, и составление текста.
2. Высокая самостоятельность, правдивость и искренность учащихся,
когда они передают свои чувства и впечатления.
3. Создание условий, способствующих проявлению эмоций и создающих
Настроение, которое отвечало бы воспитательным задачам.
4. Обсуждение сочинений, показ лучших работ, составление детских
литературных сборников.




Категория: уроки русского языка | Добавил: учитель (05.07.2011)
Просмотров: 5009 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz